Украина подложила Туркменистану свинью?

В условиях фактической международной изоляции Украины, любой, даже самый малозначительный визит первых лиц страны за границу приковывает к себе внимание и политиков, и экспертов, и общественности как внутри государства, так и за «железным занавесом», то есть в цивилизованном мире. В этом контексте визит в Туркменистан должен был стать достаточно знаковым, в первую очередь, в газовой сфере. Во вторую — с точки зрения развития бизнес-отношений между странами. Однако и эту редкую возможность хоть как-то принести пользу стране Виктор Федорович, мягко выражаясь, упустил, пишет Gazeta.ua.
Дороги и суды
Одним из ключевых результатов переговоров (скорее всего, достаточно длительных — а в ходе визита были подписаны лишь формальные бумаги)
color="#000080">стало получение украинскими строителями контрактов на возведение железнодорожного и автомобильного мостов через реку Амударья между городами Туркменабад и Фарап, а также на строительство международного аэропорта в Туркменабаде. Он рассчитан на обслуживание 500 пассажиров в час. Общая сумма договоренностей — $1 млрд. Контракты будут заключены с правительственными организациями и подрядчиком. Контракт на проектирование и строительство железнодорожного моста протяженностью 1,75 тыс. м заключит министерство железнодорожного транспорта Туркмении. Контракт на строительство автомобильного моста протяженностью 1,6 тыс. м и шириной 21 м, заключит госконцерн «Туркменавтоёллары» («Туркменские автодороги»).
Подрядчик, формально получивший заказ в ходе участия в тендере, — донецкая финансово-промышленная группа «Альтком». В этом месте новость можно было бы оборвать, закончив на достаточно радостной ноте, сулящей новые горизонты для украинского бизнеса за рубежом, а также подтверждающей конкурентоспособности наших компаний на мировом рынке. Но поверить в то, что компания — пусть и такая крупная — выиграла соревнование (а может это был традиционный для Украины конкурс с одним участником?) без дополнительного стимулирования извне, достаточно трудно.
Есть и еще одно но. Компания, которая собирается осваивать туркменские нефте и газодоллары является хроническим недобросовестным заемщиком целого ряда украинских банков. По данным Единого государственного реестра судебных решений, за последние 3-4 года у различных предприятий многопрофильной группы «Альтком» возникали проблемы с финансистами. В частности, в судебные тяжбы по искам кредиторов были втянуты ООО «
color="#000080">Альтком Бетон Строй», ООО «
color="#000080">Альтком Бетон», ООО «
color="#000080">Дорожное строительство Альтком», ООО «
color="#000080">Альтком-Керам», ООО «
color="#000080">Кирпичный завод Альтком», ООО «
color="#000080">Альткомкиевбуд». Среди банков, которые пытались через суд вернуть свои деньги, одолженные «альткомовцам» — банки «
color="#000080">Национальный кредит» (3,099 и
color="#000080">3,787 млн. грн.), «
color="#000080">Форум» ($468 тыс.), «
color="#000080">Сведбанк» (около EUR6,3 млн.), «
color="#000080">ВиЭйБи», «
color="#000080">Проминвестбанк», «
color="#000080">Укрсиббанк». Кредитные линии в пяти финучреждениях — это миллионы и десятки миллионов, а в «Проминвесте» — сотни миллионов гривен проблемной задолженности. В «Укрсибе» «решением вопроса» по выбиванию денег из нерадивого заемщика, по всей видимости,
Стройка века под угрозой
Одна из традиционных схем, по которым работают юристы «альткомовских» компаний — попытки
color="#000080">признать договор кредита, а чаще —
color="#000080">поручительства недействительным на основании формальных или даже надуманных нарушений. Распространенным поводом для разрыва отношений с банком, и, соответственно, прекращения погашения кредита, в 2008 — 2009 стал переход
color="#000080">финансовых учреждений на новую систему корпоративной отчетности. Проще говоря: банки массово стали из закрытых и открытых акционерных обществ превращаться в частные и публичные соответственно. Ушлые юристы решили воспользоваться ситуацией и пытались разорвать договоры якобы на основании смены кредитора без предупреждения заемщика. Как раз, кстати, подоспел кризис, и благодушностью судей можно было попробовать поманипулировать. Но это практически никогда не удавалось.
Вторая схема — сначала
color="#000080">выступить поручителем по кредиту для связанной компании, а потом резко отказаться погашать ее обязательства без видимых на то причин. Впрочем, суды быстро раскусывают хитрецов, понимая, что речь идет о родственных «конторах», которые просто пытаются увильнуть от налогообложения. Однако прежде, чем все будет расставлено по своим местам, процесс затягивается.
color="#000080">По словам директора департамента проблемной задолженности розничных клиентов Райффайзен Банка Аваль Виктора Гаркуши, именно преднамеренное затягивание судебных процедур с помощью поиска различных нестыковок в законодательстве сегодня является одной из наиболее распространенных уловок среди проблемных заемщиков. «Как правило, это злоупотребление правом, которое выражается в надуманном оспаривании тех или иных процессуальных действий. Что приводит к затягиванию процесса отчуждения имущества и как следствие — обострение отношений между банком и заемщиком. Однако желание уйти от ответственности и затянуть процесс взыскания носит временный характер, так как требования банка по своей правовой природе являются бесспорными», —
Третий вариант, который использовали в «Альткоме» — банкротить предприятия, выплата долгов по которым может стать обузой для всей группы. Так
color="#000080">произошло с кирпичным заводом, кроме того,
color="#000080">сегодня в стадии банкротства пребывает «Торговый дом Альтком». Интересно, что банкротит его компания, якобы имеющая самое непосредственное отношение к бывшему главе «Укравтодора» Владимиру Демишкану — «Дор-сервис». История, к слову, весьма запутанная. По данным Единого реестра судебных решений, это не у «Дор-сервиса» к «Альткому», а как раз наоборот, у
color="#000080">«Альткома» к «Дор-сервису» были серьезные финансовые претензии. И тут вдруг на тебе — компания с миллиардными оборотами не смогла погасить авалированный ранее
На сегодняшний день, только несколько судебных разбирательств закончились мировыми соглашениями. Да и то после вынесения соответствующего решения судом «алькомовцы» в отдельных ситуациях вдруг решали, что больше никто никому ничего не должен, и переставали платить по долгам снова. Самые же громкие дела, инициированные «ВиЭйБи» (около 80 млн. грн.) и «Проминвестом» (минимум 35 млн. грн., встречаются также незакрытые иски на
color="#000080">776,8 млн. грн.) как раз в самом разгаре.
Поскольку эти тяжбы все еще не завершены и рано или поздно могут закончиться если не взысканием имущества компании, в том числе и строительной техники, то как минимум блокировкой ее счетов и активов. По одному из банков, кстати, процесс изъятия наиболее новой части строительной техники в виде погашения за кредит уже начался.
Готовы ли в Туркменистане к внезапной приостановке работ на стратегически важных объектах? Будут ли после такого обращаться к украинским компаниям и нашему правительству за помощью? А вопрос же решения газовой проблемы с организацией прямых поставок голубого топлива в Украину может очень легко сойти с межгосударственной повестки дня, едва там появившись.
Кто портит стране имидж
Общеизвестно, что звездный час ФПГ «Альтком» наступил с приходом к власти бело-голубой политической команды и, в частности, вице-премьера по инфраструктуре и подготовке к Евро-2012 Бориса Колесникова. Формально учредителями и владельцами ФПГ «Альтком» являются Александр Тисленко и Сергей Павличев.
color="#000080">Но, как более года назад выясняла «Украинская правда», на самом деле некоторое время строительным гигантом руководила инструктор по йоге на Кипре. А вся схема была выстроена через Белиз (Британский Гондурас). «ФПГ «Альтком» — стопроцентно украинская частная компания, созданная в 2000 году, с серьезным уставным фондом. Учредителями и владельцами ФПГ «Альтком» являются Александр Тисленко и Сергей Павличев. Никаких «тайных» акционеров, «спрятанных» за «офшорными» фирмами, не существует», — было сказано в пресс-релизе.
Как раз в это время на компанию посыпался (и до сих пор сыплется) золой дождь государственных заказов на строительство дорог, мостов, опор, а также стадионов, взлетных полос и зданий терминалов в аэропортах. Всего, по подсчетам «Наших грошей», только за 2012 год
color="#000080">контрактов насобиралось минимум на 5 млрд. грн. (в 2011 году — около 6 млрд. грн.) Именно за передачу «Альткому» без конкурса строительства с одним участником процедуры возведения взлетной полосы и стадиона во Львове журналисты стали приписывать «шефство» над компанией Борису Колесникову. Тот лишь нехотя отмахивался: мол, в строительстве не заинтересован,
color="#000080">было бы желание — купил бы сам. (что впрочем, не помешало инициировать для компании
Впрочем, «долговая политика» «Альткома» (около 800 млн. грн. — это лишь те долги, которые удалось выявить через Единый реестр судебных решений) наводит на мысли о наличии-таки «важного» покровителя. «Львиная доля проблемных активов приходится на корпоративный сектор, владельцы которых к середине 2012 года сформировали отдельный класс сознательных неплательщиков. Эти клиенты формируют до 70% просроченных кредитов. В 99 случаях из 100 владельцами бизнеса, который не возвращает кредиты коммерческим банкам, являются народные депутаты», —
Оборотной стороной медали ударной подготовки к европейскому футбольному первенству стали
color="#000080">задержки с заработной платой сотрудникам во Львове,
color="#000080">недостроенный жилой комплекс «Фаворит», с которого, по мнению инвесторов, вся техника была переброшена на инфраструктурные проекты. А также долги перед многочисленными банками.
Не повторится ли такая история с туркменским заказом? И не будут ли от этого страдать многочисленные автодоры, доверившие в 2012 — 2013 гг. дороги городов в десятке областей Украины именно каткам «Альткома»? Для страны, асфальтированные направления которой после неожиданной зимы покрыты мириадами различных ям, промедление с укладкой новых дорог может стоить не только процентов ВВП, но и жизней людей.
Gazeta.ua

Читайте также по теме