Никита Бегаль
09:50 21/08/2014

Украина спешит реформировать ГТС, а нужно ли это Европе?

14 августа Верховная Рада приняла в целом правительственный законопроект № 4116а «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины», который  подразумевает создание единого оператора ГТС, 51% доли которого будет закреплено за государством, а остальные 49% предоставлены газотранспортным предприятиям стран-членов ЕС и США.
«Законопроект предполагает обособление операторов газотранспортных / газораспределительных систем от вертикально интегрированных предприятий, осуществляющих добычу и поставки газа, а также отделение операторов систем хранения газа», — говорится в пояснительной записке к документу.
Премьер-министр Украины А. Яценюк, комментируя содержание закона, сказал следующее: «Украинская газотранспортная система остается на 100% государственной собственностью – это первое. Второе – украинское государство объявляет публичный конкурс по привлечению инвесторов для модернизации и эксплуатации украинской ГТС. Третье – такими инвесторами могут быть, согласно закону, только компании стран-членов Европейского Союза, соответственно сертифицированные, или Соединенных Штатов Америки. Четвертое – так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством, а именно: 51% принадлежит государству, 49% могут получить ЕС или США».
В свою очередь экспертная среда соглашается с необходимостью внедрения либеральной европейской модели управления ГТС, но подчеркивает на поспешности принятия решений со стороны руководства страны, а также указывает на ряд существенных препятствий и противоречий в реализации реформы.
По мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентина Землянского, делать конкретные шаги по реформированию ГТС преждевременно, так как не решен вопрос с главным поставщиком сетей — российским «Газпропом».
«Мировая практика создания таких консорциумов предполагает наличие поставщика. Принятый закон заработает после того, как будут нормализованы отношения с российским «Газпромом». Для любого инвестора, который захочет зайти в данное совестное предприятие, прежде всего, первым вопросом будет гарантия объема транзитного газа. С запада на восток эта система работать вряд ли будет, а если и будет, то не в тех объемах, и не с теми прибылями, на которые можно было бы рассчитывать. Наконец, такая трансформация архитектуры газового рынка внутри Украины предполагает изменение нормативно-правовой базы, которая регламентирует  взаимоотношения между «Газпромом» и европейскими операторами. Поэтому в одностороннем порядке что-то изменить будет достаточно сложно», — отметил он.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, сообщает, что закон не согласуется с Третьим энергопакетом ЕС, который Украина на данный момент продолжает законодательно осваивать.
«Разделение трубопроводов от газохранилищ с точки зрения Третьего Энергопакета не должно проводиться. Там написано, что это разные виды деятельности, но нигде нет ни одного упоминания о том, что они должны быть разделены», — уточнил он, ссылаясь на содержание директивы 2009/73/CE.
Кроме того, эксперт считает, что создание новых хозяйствующих субъектов на рынке заставит пересмотреть существующие тарифы в сторону увеличения, что, в свою очередь, ослабит конкурентоспособность и спровоцирует европейского потребителя  пересмотреть отношение к «Южному потоку».
«Непонятно, что будет с кредитами, которые сейчас висят на «Укртрансгазе», будут ли они переданы новым хозяйствующим субъектам. И что вообще будет с компанией?» — акцентировал Д. Марунич.
Наряду с этим эксперт Института публичной политики Ильдар Газизуллин отмечает, что реформирование украинской ГТС, не заблокирует, как на это рассчитывает Кабинет Министров, проект «Южный поток».
«Один из аргументов, при анонсировании данного законопроекта, было то, что если мы не привлечем иностранного инвестора, то тогда не будет построен «Южный поток». Я считаю, что этот момент имеет право на жизнь, но наличие инвестора недостаточно, для того, чтобы «Южный поток» не заработал», — сказал он.
Напомним, стоимость украинской газотранспортной системы оценивается в 25-35 млрд.  долларов. В 2013 году пока еще существующий оператор ГТС Украины «Укртрансгаз» увеличил, по сравнению с 2012 годом, чистую прибыль в 2,8 раза (или на 801,1 млн. гривен), до 1,253 млрд. гривен.
И. Газизуллин, комментируя возможный размер прибыли создаваемого оператора, подчеркнул: «Все будет зависеть от того, каким будет инвестиционный план. Он, очевидно, будет согласовываться с инвестором и правительством. Это касается затрат, связанных с заменой труб, компрессорных станций и так далее. Если план будет скромным, то прибыль, соответственно, будет выше».  

Читайте также по теме