- 14 августа Верховная Рада приняла в целом правительственный законопроект № 4116а «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины», который подразумевает создание единого оператора ГТС, 51% доли которого будет закреплено за государством, а остальные 49% предоставлены газотранспортным предприятиям стран-членов ЕС и США.
- «Законопроект предполагает обособление операторов газотранспортных / газораспределительных систем от вертикально интегрированных предприятий, осуществляющих добычу и поставки газа, а также отделение операторов систем хранения газа», — говорится в пояснительной записке к документу.
- Премьер-министр Украины А. Яценюк, комментируя содержание закона, сказал следующее: «Украинская газотранспортная система остается на 100% государственной собственностью – это первое. Второе – украинское государство объявляет публичный конкурс по привлечению инвесторов для модернизации и эксплуатации украинской ГТС. Третье – такими инвесторами могут быть, согласно закону, только компании стран-членов Европейского Союза, соответственно сертифицированные, или Соединенных Штатов Америки. Четвертое – так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством, а именно: 51% принадлежит государству, 49% могут получить ЕС или США».
- В свою очередь экспертная среда соглашается с необходимостью внедрения либеральной европейской модели управления ГТС, но подчеркивает на поспешности принятия решений со стороны руководства страны, а также указывает на ряд существенных препятствий и противоречий в реализации реформы.
- По мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентина Землянского, делать конкретные шаги по реформированию ГТС преждевременно, так как не решен вопрос с главным поставщиком сетей — российским «Газпропом».
- «Мировая практика создания таких консорциумов предполагает наличие поставщика. Принятый закон заработает после того, как будут нормализованы отношения с российским «Газпромом». Для любого инвестора, который захочет зайти в данное совестное предприятие, прежде всего, первым вопросом будет гарантия объема транзитного газа. С запада на восток эта система работать вряд ли будет, а если и будет, то не в тех объемах, и не с теми прибылями, на которые можно было бы рассчитывать. Наконец, такая трансформация архитектуры газового рынка внутри Украины предполагает изменение нормативно-правовой базы, которая регламентирует взаимоотношения между «Газпромом» и европейскими операторами. Поэтому в одностороннем порядке что-то изменить будет достаточно сложно», — отметил он.
- Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, сообщает, что закон не согласуется с Третьим энергопакетом ЕС, который Украина на данный момент продолжает законодательно осваивать.
- «Разделение трубопроводов от газохранилищ с точки зрения Третьего Энергопакета не должно проводиться. Там написано, что это разные виды деятельности, но нигде нет ни одного упоминания о том, что они должны быть разделены», — уточнил он, ссылаясь на содержание директивы 2009/73/CE.
- Кроме того, эксперт считает, что создание новых хозяйствующих субъектов на рынке заставит пересмотреть существующие тарифы в сторону увеличения, что, в свою очередь, ослабит конкурентоспособность и спровоцирует европейского потребителя пересмотреть отношение к «Южному потоку».
- «Непонятно, что будет с кредитами, которые сейчас висят на «Укртрансгазе», будут ли они переданы новым хозяйствующим субъектам. И что вообще будет с компанией?» — акцентировал Д. Марунич.
- Наряду с этим эксперт Института публичной политики Ильдар Газизуллин отмечает, что реформирование украинской ГТС, не заблокирует, как на это рассчитывает Кабинет Министров, проект «Южный поток».
- «Один из аргументов, при анонсировании данного законопроекта, было то, что если мы не привлечем иностранного инвестора, то тогда не будет построен «Южный поток». Я считаю, что этот момент имеет право на жизнь, но наличие инвестора недостаточно, для того, чтобы «Южный поток» не заработал», — сказал он.
- Напомним, стоимость украинской газотранспортной системы оценивается в 25-35 млрд. долларов. В 2013 году пока еще существующий оператор ГТС Украины «Укртрансгаз» увеличил, по сравнению с 2012 годом, чистую прибыль в 2,8 раза (или на 801,1 млн. гривен), до 1,253 млрд. гривен.
- И. Газизуллин, комментируя возможный размер прибыли создаваемого оператора, подчеркнул: «Все будет зависеть от того, каким будет инвестиционный план. Он, очевидно, будет согласовываться с инвестором и правительством. Это касается затрат, связанных с заменой труб, компрессорных станций и так далее. Если план будет скромным, то прибыль, соответственно, будет выше».
Украина планирует отказаться от принудительной мобилизации в Вооруженные силах Украины (ВСУ). Об...