Глобальный экономический кризис, стремительно охватывающий реальный сектор экономик развитых стран, заявил о себе в Украине почти полной остановкой металлургического производства и повлечет за собой, как считают эксперты, бюджетный дефицит и массовую безработицу.
Долгожданные меры
В минувший вторник на внеочередном заседании Кабинет министров Украины принял проект Постановления о первоочередных мерах по поддержке предприятий горно-металлургического комплекса и химической промышленности в период глобального экономического кризиса. Речь идет, о ряде преференций, в основном касающихся размеров и способов оплаты продукции и услуг естественных монополий, которые будут им предоставлены уже с 1 октября нынешнего года. Как заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, правительство пошло на принятие данных протекционистских мер в отношении металлургов и химиков с тем, «чтобы они смогли вписаться в мировые цены на собственную продукцию». />
Итак, проект Постановления предусматривает введение Министерством транспорта и связи Украины моратория на повышение тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом для предприятий данных отраслей до конца текущего года. Кроме того, с 1 октября они получат отсрочку в оплате услуг «Укрзализныци». И, наконец, предполагается, что Минтранссвязи, совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Украины рассмотрят возможность снижения этих тарифов на период до окончания кризиса.
Напомним, что на протяжении многих лет Минтранссвязи неизменно добивалось повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем два раза в год. В свою очередь Антимонопольный комитет Украины и другие органы государственной власти всякий раз констатировали весьма сомнительную экономическую обоснованность подобных мер, а эксперты считали их не более чем средством косвенного кредитования металлургами нерационально использующей собственные средства «Укрзализныци».
Еще одной предусмотренной проектом постановления уступкой правительства является упразднение с 1 октября нынешнего года целевой надбавки на стоимость природного газа. Как известно, так называемая целевая надбавка, наряду с НДС, платой за транспортировку, хранение и реализацию газа на территории Украины и т.д., входит в число устанавливаемых Кабмином дополнительных платежей, размер которых определяет конечную цену этого вида топлива для отечественных промпотребителей.
Следует отметить, что именно при правительстве Тимошенко размеры данного побора для отдельных категорий промпотребителей катастрофически выросли. Так, в течение первых пяти месяцев нынешнего года Кабмин увеличил размер целевой надбавки для металлургов в 6 раз, а для химиков- на порядок больше. В результате, к июню текущего года стоимость газа для промпотребителей, при базовой цене в 180 долларов на границе Украины с Россией, достигла 305 долларов.
Кроме этого, правительство выразило готовность ходатайствовать перед Национальной комиссией регулирования энергетики и Министерством топлива и энергетики Украины о введении с 1 ноября текущего года мораторий на повышение тарифов на электроэнергию для ряда предприятий горно-металлургического комплекса и химической промышленности, а также – моратория на повышение цен на коксующийся уголь. И, наконец, Кабмин счел возможным гарантировать представителям этих отраслей возврат НДС в течение трех дней с момента предъявления документов, с тем, чтобы увеличить объем имеющихся в их распоряжении оборотных средств.
Крах подобрался неожиданно…
Данный жест доброй воли последовал за поэтапной остановкой в течение первой декады октября 75% имеющихся в распоряжении Украины металлургических мощностей. Так, по данным объединения «Металлургпром», к концу прошлой недели из 36 украинских доменных печей 9 были поставлены на капитальный ремонт, а 12 – прекратили работу из-за проблем со сбытом собственной продукции. Кроме того, были остановлены 28 мартеновских печей, только 5 из которых – с целью проведения капитального ремонта (впрочем, внепланового), 3 конвертерных цеха и 12 прокатных станов, лишь 1 из которых – на ремонт (на сей раз – плановый). При этом не исключается, что в ближайшее время металлургическое производство в Украине будет полностью остановлено.
Напомним, что на протяжении первого полугодия текущего года вследствие чрезвычайно благоприятной конъюнктуры внешних рынков объем производства украинских метпредприятий вырос в 1,53 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако уже к августу ситуация резко изменилась: рекордный рост цен в первые шесть месяцев 2008 года, а также – чрезмерная экспансия китайских экспортеров, увеличивших в течение третьего квартала объемы зарубежных поставок в 3 раза, привели к «перегреву» рынка.
В результате последний месяц лета ознаменовался для украинских метпроизводителей спадом производства на уровне 19% по сравнению со среднемесячным фактическим объемом за предыдущие семь месяцев текущего года. Именно в этот критический момент представители отрасли обратились к правительству с просьбой принять экстренные меры по предотвращению кризиса. В своем открытом письме, подписанном руководителями ведущих метпредприятий, они констатировали, что сохранение пиковых цен на сырье на фоне ухудшающейся конъюнктуры внешних рынков влечет за собой критическое падение рентабельности производства. Однако тогда никакой реакции со стороны правительства не последовало.
А уже по итогам сентября совокупный объем производства украинских метпредприятий упал до 33% по сравнению со среднемесячным фактическим объемом 2008 года. Разумеется, главной причиной столь катастрофического спада стал глобальный экономический кризис, сопровождающийся дефицитом оборотных средств металлопотребителей, резким сокращением спроса на металлопродукцию со стороны ее главных импортеров – США, Евросоюза и Японии и, соответственно, стремительным падением цен. В русле этих тенденций количество заказов на украинскую сталь к концу сентября сократилось примерно на 50%. и, при том, что производственные затраты металлургов в течение первого полугодия выросли почти на 60% и остаются таковыми и по сей день, цены на нее упали на уровень конца прошлого–начала нынешнего года. В результате, по итогам сентября совокупные убытки отечественных металлургических компаний достигли 2 млрд грн.
Таким образом, начиная с октября, металлурги были просто вынуждены пойти на остановку производства вследствие его крайней убыточности, и к настоящему времени его объемы достигли минимального значения за последние четыре года. И в этот момент, когда половина меткомбинатов была по сути остановлена, металлурги вторично обратились за помощью к государству, на сей раз адресовав свое воззвание ко всем ветвям власти сразу.
Следует отметить, что список мер, на принятии которых настаивали металлурги, мало отличался от ныне предложенных правительством. Более того, он представлял собой просто радикальную редакцию тех требований, которые ими выдвигались всякий раз, когда положение дел в отрасли, вследствие ухудшения конъюнктуры внешних рынков, становилось критическим. А именно: речь шла о снижении тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом; введении моратория на повышения цен на топливно-энергетические ресурсы, а также – нулевой ставки НДС на природный газ и электроэнергию; внесении ряда изменений в Законы «О налогообложении прибыли предприятий» и «Об охране окружающей среды»; и, наконец, осуществлении регуляторных функций в отношении ценообразования на внутреннем рынке ЖРС.
Иными словами, суть самых проникновенных чаяний отечественных металлургов как раз и сводится к ряду протекционистских мер, ограничивающих чрезмерные аппетиты самого государства и подконтрольных ему естественных монополий. Однако то, что украинская металлургия вследствие крайней технической отсталости и энергоемкости производства, самых низких в мире темпов его модернизации и внедрения энергосберегающих технологий производит почти неконкурентоспособный продукт, а значит – в принципе может успешно работать только в периоды благоприятной конъюнктуры, судя по всему, мало кого из них заботит.
Действительно, на сегодня украинский прокат, вследствие его высокой себестоимости, примерно на 20-25% дороже российского и китайского, а потому – отечественные метпроизводители в последнее – вполне благополучное – время систематически проигрывали конкуренцию своим иностранным коллегам.
Социальный резонанс
Как считают эксперты, отсутствие комплексных антикризисных мер в горно-металлургическом комплексе чревато негативным резонансом во всех сферах отечественной экономики, последствия которых существенно отразятся и на социальной сфере. В частности, аналитик компании «Драгон Капитал» Елена Белан отмечает, что остановка метпредприятий вызовет цепную реакцию – от общего снижения зарплат, до спада в торговле и перевозках. Это мнение в определенном смысле разделяет и аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, подчеркивая, что, поскольку для зарубежных инвесторов украинская металлургия, как ключевая отрасль, является показателем положения дел в стране, за ее «провалом» последует широкомасштабный вывод инвестиций, дефицит оборотных средств и глобальный кризис ликвидности.
Напомним, что украинская черная металлургия включает 16 предприятий. В среднем доля всех предприятий комплекса (включая коксохимзаводы, горно-обогатительные комбинаты и т.д.) в ВВП составляет примерно 30%, доля металлургов в общем объеме налоговых поступлений Госбюджета – примерно 12%, а доля металлургической продукции в общем объеме валютных поступлений от экспорта – около 40%. Поэтому, прогнозирует председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики Наталья Королевская, спад в отрасли, как минимум, приведет к ощутимому недовыполнению бюджета и, как следствие, сокращению социальных выплат.
Однако, как считают эксперты, самым опасным следствием кризиса реального сектора экономики Украины, наибольшую долю которого представляет горно-металлургический комплекс, станет массовая безработица. Следует учесть, что только на предприятиях черной металлургии на сегодня работает более 500 тыс. человек. И о том, что они через полтора-два месяца могут «остаться на улице» заявил на днях генеральный директор Федерации работодателей Украины Владимир Грищенко. Причиной массовых увольнений, по его словам, станет ни что иное, как свертывание производства ведущими металлургическими предприятиями.
Так, по его информации, на сегодня один из трех крупнейших украинских меткомбинатов – Мариупольського им. Ильича – уже перешел на четырехдневную рабочую неделю, начал отправлять сотрудников в отпуска Алчевский меткомбинат, также возможность прибегнуть к аналогичным мерам рассматривает и Харьковский тракторный завод.
Еще более тревожный прогноз сделал вице-президент корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Александр Пилипенко. По его мнению, глобальный экономический кризис, постепенно втягивающий в себя экономики разных стран, «носит системный характер и коснется абсолютно всех». Ситуация в украинской металлургии, подчеркивает эксперт, является прообразом ситуации в стране, которая сложится в весьма недалеком будущем. И в результате, по его оценкам, «каждый третий украинец может оказаться безработным». Впрочем, как считает гендиректор Федерации работодателей, сейчас увольнений в горно-металлургическом комплексе можно избежать путем принятия правительством экстренных мер. В частности – путем создания стабилизационного фонда помощи промышленникам и ряда пресловутых протекционистских мер. И, как отмечают эксперты, это меньшее из того, что государство может сделать, для того, чтобы украинская экономика хоть как-то удержалась на плаву.