Сегодня президент России Владимир Путин подписал указ о принятии Крыма в состав Российской федерации. Сбылось то, чего многие боялись и никто не верил: страна, которая гарантировала целостность Украины, аннексировала часть нашей территории и присоединила к себе. Украине, впрочем, как и всему миру, еще предстоит переосмыслить все произошедшее. А пока что главное – определиться, что делать с нашими военными, которые в одночасье оказались на оккупированной территории.
Перемирие, о котором говорил министр обороны Украины Игорь Тенюх, закончилось. 18 марта появились первые убитые в первой в новейшей истории российско-украинской войне (теперь это свершившийся факт). Практически сразу после подписания указа о присоединении Крыма российский спецназ при поддержке местной так называемой самообороны начал штурм фотограмметрического центра Управления центрального военно-топографического и навигационного Главного управления оперативного обеспечения ВСУ. В результате обстрела со стороны «самообороны» был убит прапорщик Вооруженных сил Украины, еще двое офицеров были тяжело ранены. После этого «самооборона» при поддержке российских военных начали врываться в квартиры украинских военнослужащих и выгонять их семьи на улицу. Мир между когда-то братскими народами закончился.
Вот уже почти три недели украинские военные в Крыму живут под невероятным давлением. Фактически, они оказались в осаде. Единственные, на кого они могут рассчитывать, это их семьи и немногочисленные местные патриоты – украинцы, татары, русские – все те, кто не хочет жить в путинской России. Государство же, в лице политиков и высшего военного командования, отделывается лишь словами поддержки и призывами не поддаваться на провокации. За это время украинские солдаты и офицеры показали себя с наилучшей стороны. Весь мир с восхищением наблюдал, как группа безоружных украинских военных во главе с полковником Юлием Мамчуром под боевым знаменем, распевая гимн Украины, шла на вооруженных захватчиков, стреляющих в воздух и перед ногами. Тогда украинские военные фактически вернули контроль над захваченной «зелеными человечками» авиабазой. Украинские морские пехотинцы забаррикадировались в своей части, написали на стене «Двічі не вмирати» и пообещали драться до последнего человека в случае штурма. Несмотря на щедрые обещания россиян, лишь единицы нарушили присягу и перешли на сторону врага.
Да, все это не может не восхищать. Как не может не огорчать (мягко сказано) и отношение госчиновников, в том числе и военных, к происходящему. Фактически, военное и политическое командование устранилось от руководства армией. Дошло до того, что командиры воинских частей, расквартированных в Крыму, в открытую обратились к руководству армии и страны, потребовав дать четкие указания, как им действовать в случае прямой угрозы со стороны российской армии и так называемой «самообороны». В противном случае они пообещали действовать в соответствии с уставом и присягой – то есть, «сражаться до последнего вздоха». О том, что руководство страны проигнорировало это обращение, свидетельствует штурм фотограмметрического центра в Симферополе – украинские офицеры выполнили свой долг. Только у меня, как и у многих украинцев, возникает вопрос: а нужны ли были эти жертвы? Неужели украинским властям не было понятно что Крым фактически потерян, по крайней мере, в ближайшей перспективе? И что уже в ближайшее время придется решать вопрос об эвакуации наших солдат с оккупированных территорий? Ведь было заявление адмирала Тенюха о неготовности украинской армии вести войну с Россией. Если вы не собирались воевать, зачем было подставлять солдат? Намного честнее было бы отдать им приказ сложить оружие. Или вам нужны были мертвые герои? Но не забывайте армейскую мудрость: героизм одних – это результат безалаберности других.
Так почему же Генштаб ВСУ не начал переговоры с российскими военными о выводе своих подразделений с полуострова? Наиболее вероятный ответ на этот вопрос звучит очень просто: потому что никто и ничего не готово. Руководство страны не знает, что делать с крымской группировкой войск. И речь здесь идет не только о военнослужащих и технике, но и об их семьях. А это – десятки тысяч человек! Ведь Крым еще со времен Советского Союза был одним из самых милитаризированных регионов страны. И обустроить такое количество военных с семьями будет ой как не просто! Ведь необходимо не только найти место (с этим проблем не станет, восток Украины фактически оголен в плане обороны, к тому же размещение военных частей создаст дополнительные рабочие места), но и обустроить его, построить дома, создать соответствующую инфраструктуру. Например, чтобы разместить авиабазу, необходимо построить и оборудовать навигационной техникой взлетно-посадочную полосу. А это – сотни миллионов гривен, которых и так нет! И таких баз придется построить не одну. А ведь еще придется строить дома, детские сады, школы. Задача, скажем прямо, просто непосильная для и так уже разворованного бюджета. Единственный вариант – это обратиться за финансовой и военно-технической помощью к США и странам ЕС. Не исключено, что обеспокоенные поведением России, эти страны помогут Украине построить новые базы и соответствующим образом оборудовать их.
Впрочем, выглядит все так, что даже к этому военно-политическое руководство страны не готово. Такое впечатление, что в Минобороны и на Грушевского только и ждут, что украинские военные в Крыму сложат оружие и присягнут России. Ведь гораздо легче будет назвать их предателями, чем спасать и обустраивать.
P.S. Когда писалась статья, стало известно, что в ответ на убийство украинского военнослужащего Минобороны разрешило нашим военным в ответ применять боевое оружие. Похоже, что смерть украинского прапорщика будет не последней…