Украинская экономика: сокращаем налоги и чиновников – сразу появляются деньги

Каждый год, весной, украинское правительство выдает на гора традиционный «плач Ярославны» на тему государственных финансов и невозможности обеспечить потребности экономики в деньгах для её развития. Решения этой задачи, предлагаются не менее обычные: ограбить население путем повышения налогов, сборов и роста акцизов и пошлин и одолжить денег у кого только можно. Результативность таких мер строго отрицательна: уровень жизни населения падает, инвесторы бегут из Украины, продолжается падение производства, безработица – растет.

Но Кабмин, с упорством, достойным лучшего применения, продолжает наступать на одни и те же грабли. Вот и сейчас, несмотря на провал очередных, вторых по счету в этом году, переговоров с МВФ относительно нового кредита, продолжение «сказки про белого бычка» запланировано на следующую неделю, когда в Вашингтоне (США) с 19 до 21 апреля во время традиционного ежегодного весеннего собрания Международного Валютного Фонда и Группы Всемирного банка состоится встреча украинской делегации с представителями этих финансовых институтов.

Зачем Украине нужны жалкие $15 млрд в векселях МВФ, которые нельзя ни потратить, ни обналичить, при том, что на руках у населения, по словам первого вице-премьер-министра Украины Сергея Арбузова, находятся $100 млрд наличности в валюте, совершенно непонятно. Если допустить, что вице-премьер прав и эти деньги действительно есть, то основной задачей правительства должно быть привлечение именно этих средств в экономику из «кубышек», а совсем не переговоры о новых займах.

Однако критиковать всегда проще, чем предлагать. Потому приведу ниже первые шаги, которые следовало сделать Кабмину для обеспечения экономики страны деньгами за счет внутренних ресурсов:

  1. Переписать Налоговый кодекс, сократив количество налогов до двух – налог с продаж и налог на доходы физических лиц. Причем налог с продаж должен браться с каждой операции, а доходы физлиц включать не только зарплату, но и абсолютно все виды доходов (гонорары, роялти, дивиденды и т.д.);

  2. Упразднить Министерства доходов и сборов (при наличие двух налогов оно просто не нужно, казначейство итак обеспечит контроль за всеми транзакциями), Министерство экономики (экономика отлично развивается и без наличия министерства, а функции планирования логично оставить в ведении Минфина), Министерство промышленной политики (только в Украине возможно при фактическом отсутствии промышленности в госсобственности иметь отдельное министерство, ей посвященное), Министерство топлива и энергетики (которое кроме распределения дотаций из Госбюджета ничем по сути не занимается), Министерство по делам молодежи и спорта (до тех пор, пока у государства не появятся возможности содержать массовые физкультурные движения и профессиональный спорт, оно не нужно), Министерство аграрной политики и продовольствия (основания те же, что и для Минпромполитики – практически все сельскохозяйственное производство находится в частных руках, нет смысла содержать министерство при отсутствии базы), Министерство экологии и природных ресурсов (для всех задач, связанных с охраной окружающей среды, и мониторинга ее состояния за глаза хватит и Госинспекции по экологии), Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (государство уже давно ничего не строит и не обеспечивает граждан жильем за государственный счет, а для разработки ГОСТов, строительных норм и правил и согласования генпланов хватит и нескольких профильных научно-исследовательских институтов). При этом сокращаемые чиновники дружными рядами отправляться на биржу труда – мести улицы или осваивать новые профессии. В качестве чиновников они не просто не нужны, но и вредны.

  3. Отказаться от привязки гривны к любой существующей в мире валюте и регулировать ее объемы исключительно исходя из объема ВВП и активов, находящихся в собственности государства.

  4. Полностью ликвидировать систему лицензий, разрешительных процедур и прочие абсолютно ненужные и бесполезные для граждан страны государственные функции, а также институты, которые их представляют.

  5. Обеспечить гарантии неприкосновенности частной собственности.

  6. Лишить все государственные институты функций самостоятельных проверок бизнеса без соответствующих судебных решений, инициированных обращением граждан: пожарная инспекция, санстанция и прочие сервисные службы должны заняться своим прямым делом – тушить пожары, травить крыс и тараканов и т.д.

Это не все, но это первоочередные шаги, которые можно и нужно сделать в течение нескольких месяцев. Самое главное – не менять сложившееся правило, как минимум в течение ближайших 25 лет. Потому, что только неизменное правила игры и отсутствие метаний в разные стороны позволяют добиться стабильного роста экономики.

Читайте также по теме