Олег Дмитренко
13:09 07/08/2013

Украинская власть – как телега из басни «Лебедь, рак и щука»

Одним из основных лозунгов политической кампании, с которыми нынешняя правящая партия выиграла выборы, было слово «последовательность». Предполагалось, очевидно, что представители данной политической силы последовательно выполняют свои обязательства и их шаги логично обоснованы и направлены на улучшение жизни украинцев. Однако за последние три года единственная «последовательность» была заметна только в неуклонном росте благосостояния топ-чиновников, провластных политиков и бизнеса, связанного с ними, а также в росте числа налогов. Все же остальные действия, от местного уровня до межгосударственного, отличаются редкостной непоследовательностью, шараханьем из стороны в сторону и прямо противоположными по смыслу и значениям заявлениям различных представителей власти.
К примеру, с начала года руководитель Киевской горадминистрации Александр Попов делал массу заявлений относительно того, что в Киеве необходимо развивать коммунальный транспорт. При этом его развитие он видел весьма хитроумным способом, а именно – путем ликвидации в административном порядке разрешений на деятельность частных перевозчиков. В четком соответствии с этой программой маршрутки из Киева должны были исчезнуть, а вместо них снова, как при СССР, появиться городской транспорт. Некоторое число маршрутов действительно было убрано. Правда, вместо них никакой приемлемой и удобной для горожан альтернативы, естественно, предоставлено не было. Ведь это же работать надо – что намного сложнее, чем делать заявления и запрещать. К началу августа стало понятно, что местная власть не может обеспечить киевлян муниципальным транспортом. И от идеи ликвидации маршруток временно отказались.
С начала года и премьер-министр, и ответственный за ЖКХ вице-премьер неоднократно заявляли, что тарифы на ЖКХ расти не будут. Тем не менее, с 15 августа в 7 регионах Украины они увеличатся, при этом больше всего возрастут тарифы на поставку воды и водоотвод.
Точно также, абсолютно не считаясь с неоднократными заявлениями премьер-министра о том, что количество налогов и сборов в Украине расти не будет, именно первое полугодие 2013 года стало рекордным с момента введения в действия нового Налогового кодекса по количеству различного рода инициатив различных ведомств по введению новых налогов и сборов. Начиная от налога на продажу и покупку валют (который пока не введен) и заканчивая налогами на сбор грибов, ягод и лекарственных растений (которые как раз в некоторых областях Украины введены постановлениями местных советов).
Что же касается внешней политики, то и здесь наблюдается веселейшая картина. Весной представители украинской власти делают два абсолютно противоположных по значению заявления. Одно касается подготовки к заключению Соглашения об Ассоциации и подписанию договора о создании Зоны свободной торговли с ЕС, второе – о более тесной интеграции Украины с Таможенным союзом и получении ею особого статуса наблюдателя.
В начале августа в интервью журналу «Форбс» народный депутат от Партии Регионов Царев заявил, что шесть пунктов Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом противоречат Конституции Украины. «У меня есть заключение юридической компании о том, что шесть пунктов Соглашения об ассоциации противоречат Конституции Украины. Если группа народных депутатов от ПР сделает обращение в Конституционный суд, он вынесет решение о неконституционности соглашения с ЕС. Коммунисты такое обращение с удовольствием подпишут. Это не значит, что Украина не сможет подписать ассоциацию – сможет, но только после изменений в Конституцию, а это нескорая процедура», — отметил он Царев. Буквально на следующий же день, министр юстиции Елена Лукаш
color="#0000ff">заявила журналистам: «Любые упреки относительно несоответствия проекта Соглашения об ассоциации действующему законодательству являются бессодержательными и бессмысленными».
Очевидно, что один из них врет. Но вот кто именно? Сказать сложно. Как минимум потому, что право на трактовку Констуитуции у нас имеет Конституционный суд Укарины, и именно он должен был бы поставить окончательную точку в этом вопросе. Но вот незадача, и у КСУ есть решения, которые вполне можно назвать взаимоисключающими, настолько они противоположны. И касается это ни много ни мало самого факта легитимности Конституции. Напомню, что знаменитую «политреформу» об изменении Конституции принял Парламент, а спустя шесть лет, КСУ дезавуировал свои же выводы и… отменил политреформу, признав ее неконституционной.
Перечислять все примеры «последовательности» украинской власти бессмысленно, поскольку их очень много. Отметим, что телега из известной басни Крылова «Лебедь, рак и щука», вопреки расхожему мнению, не осталась бы на месте, а все-таки двигалась (по крайней мере, до тех пор, пока ее не разорвали бы на части), но это направление было абсолютно ненужным никому из участников процесса, мало того, само движение в итоге никем не контролировалось. Украина напоминает ту самую телегу. И точно так же движется без направления и всяческого контроля. Зато последовательно.

Читайте также по теме