Впервые за все время своей независимости Украина будет вынуждена импортировать электроэнергию из других стран. Сам по себе импорт не является чем-то страшным, если не вспоминать о том, что еще недавно мощностей энергетической отрасли хватало не только для обеспечения собственных нужд, но и для того, чтобы экспортировать «излишки» электричества, и тем самым пополнять государственную казну.
Конечно, нельзя забывать, что сейчас государство переживает нелегкие времена: экономический кризис, война на Донбассе, «маловодный год» для украинских ГЭС, а также острая нехватка энергоресурсов, в частности угля, который был своеобразной «палочкой-выручалочкой» отечественной энергетики. Но постойте. Ведь остается еще один источник электроэнергии, который имеет запасы топлива и не зависит от большинства вышеописанных проблем. Это украинская атомная энергетика.
Пациент скорее жив, чем мертв?
Не так давно на Запорожской АЭС произошло отключение энергоблока №3. Новый министр энергетики Владимир Демчишин собрал по этому поводу целую пресс-конференцию, где заявил, что произошла авария. Мол, сам блок не поврежден и угрозы радиоактивного заражения нет. Правда, на самой АЭС эти слова опровергли, отметив, что в данном случае произошла плановая остановка для текущего ремонта. На этом, конечно, можно успокоиться, но возникает один непростой вопрос – в каком состоянии находится отечественная ядерная энергетика?
То, что большинство энергоблоков украинских атомных станций превысили свои эксплуатационные сроки, мы все прекрасно знаем. Но вспоминая 1986 года и Чернобыль, невольно задумываешься над вторым вопросом – возможно ли повторение Чернобыльской катастрофы?
Тут нужно сразу же отметить один существенный фактор. На всех работающих атомных электростанциях установлены реакторы одного типа, а именно ВВЕР-1000, которые зарекомендовали себя как надежные источники получения электроэнергии. Но не стоит забывать, что на любой надежный механизм влияет время.
Как отметил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский, на сегодняшний день причин для волнений нет.
«Все блоки каждые четыре года останавливаются для капитального ремонта. Поэтому оснований для беспокойства относительно атомной энергетики я не вижу. Однако существует вопрос продления срока службы энергоблоков. Отмечу, что вопросом продления сроков их эксплуатации сейчас занимаются, но осталось найти финансирование»,- подчеркнул В. Землянский.
То есть, продление сроков службы энергоблоков является той самой таблеткой, которая спасет дряхлеющий организм украинской энергетики. Если этого не сделать, то мы будем вынуждены «заглушать» ядерные реакторы один за другим. А это коллапс, крах энергосистемы и возвращение в средневековье. Ведь без электричества Украина сможет торговать только аграрной продукцией, и то в небольших количествах, так как без удобрений на большой урожай надеяться нечего.
Но… все, как обычно, упирается в вопрос финансирования. Впрочем, если дальнейшая эксплуатация устаревших реакторов поможет выжить на какое-то время, не лучше ли заняться постройкой новых АЭС?
Как объяснил директор Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, учитывая финансовое состояние украинской экономики, продление сроков работы энергоблоков экономически более выгодно, чем строительство новых станций.
«Денег на строительство новых АЭС просто нет, это очень затратное мероприятие, программа продления эксплуатации хоть и дорогая, но дешевле, чем строить новые блоки»,- подчеркнул эксперт.
Следовательно, украинцам остается уповать на то, что отечественные специалисты и в дальнейшем продолжат поддерживать ядерную безопасность на высоком уровне.
Решение проблемы «малой кровью» и небольшими деньгами
Прежде всего, нужно понимать, что на сегодняшний день в Украине работают 4 АЭС, которые располагают 15 энергоблоками общей мощностью в 13 835 МВт. Но, как рассказал В. Землянский, некоторые из них работают не на полную мощность. И это в то время как нас приучают жить с веерными отключениями.
Ровенская и Хмельницкая атомные электростанции не имеют возможности сократить дефицит электроэнергии в государстве из-за того, что до сих пор не построены дополнительные высоковольтные линии электропередачи.
«Перед страной стоит важный вопрос – высвободить те мощности, которые заперты в Ровенской и Хмельницкой АЭС. То есть, просто выпустить электроэнергию в центральную часть Украины. Для этого необходимо достроить электросети. У нас около 1,5 Гигаватта (ГВт) по сути заперто, и станции не работают на полную мощность. Тем более, сейчас это бы покрыло половину ежедневного дефицита, который мы имеем»,- подчеркнул эксперт.
Нельзя понять логику нынешнего правительства, которое вместо того, чтобы заранее построить линии электропередачи, занимается «прожектами» и выбрасывает миллионы гривен на колючую проволоку с ямами под пафосным названием «Стена». Ведь вопросы нехватки электричества поднимались еще в начале лета. При этом премьер-министр настоятельно рекомендовал всей стране переходить на электрические котлы для отопления жилья.
Пойдем дальше. Некоторые «горячие головы» предложили еще один вариант восполнения дефицита электроэнергии – запустить уцелевшие после взрыва в 1986 году три блока Чернобыльской атомной электростанции.
Проектная мощность ядерного реактора РБМК-1000 (именно такие были установленные на ЧАЭС – ред.) составляет 1000 Мегаватт. То есть, теоретически три уцелевших энергоблока смогут перекрыть дефицит электроэнергии не только в Киевской области, но и в Черниговской.
Однако тут есть несколько «но». Первое – международные обязательства, взятые на себя Украиной. Страна обязана отказаться от эксплуатации ЧАЭС и закрыть станцию. Второе – 11 октября 1991 года в результате пожара серьезно пострадал машинный зал энергоблока № 2 года. В частности, были повреждены турбогенератор № 4, возбудитель генератора, выгорело 180 тонн турбинного масла и 500 м³ водорода, а также обрушилось 2448 м² кровли машзала.
Значит, остаются только два энергоблока, которые находятся в законсервированном состоянии.
Как пояснил профессор кафедры атомных станций Одесского национального политехнического университета Сергей Барбашев, возможность вернуть ядерные реакторы «к жизни» равна нулю.
«Предприняты серьезные шаги по снятию реакторов с эксплуатации. И вернуть их к работе невозможно. Это будет стоить приблизительно столько, сколько построить новый энергоблок»,- подчеркнул С. Барабашев.
«Атомщиков» спасут финансы, которых как обычно нет
Можно смело говорить, что на данный момент возможности ядерной энергетики в Украине упираются в ее самый больной вопрос – финансирование. Если правительство перестанет выбрасывать средства на утопические идеи и направит их в нужное русло, то украинские АЭС не только покроют дефицит электроэнергии, но и помогут возобновить экспорт электричества в другие страны.
Также не стоит забывать, что в законсервированном состоянии находится строительство Одесской АТЕЦ с двумя энергоблоками суммарной мощностью в 2 Мегаватта. Еще два блока строятся на Хмельницкой АЭС. Все это – реальное электричество и прибыль для страны в перспективе. Но, как обычно, на такие вещи украинское правительство находит только громкие обещания.