Никита Бегаль
09:00 18/10/2014

Украинские автодорожники латают дыры на дорогах, сидя в долговой яме

Дефицит бюджетных средств и тотальная экономия оставила автодорожников без копейки в кармане. Денег не хватает даже на ямочный ремонт. Проблему также усугубляет желание правительства забрать у отрасли целевое финансирование.

15 сентября Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект № 5078 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс (относительно реформы межбюджетных отношений)», который, в частности, предполагает ликвидацию предметно-целевого финансирования автодорожной отрасли за счет средств специального (дорожного) фонда Государственного бюджета и организацию инвестирования дорожного хозяйства посредством каналов общего фонда генеральной сметы.

Эта инициатива вызвала негодование со стороны украинских автодорожников, так как отрасль, в случае принятия закона, получит иной формат ассигнования. Сегодня средства дорожного фонда генерируются с помощью акциза на производство и импорт нефтепродуктов и ввозной пошлины, а после вступления в силу закона вся нагрузка ляжет на общий фонд, формирующийся за счет доходных поступлений.

В Государственном агентстве автомобильных дорог Украины («Укравтодор») убеждают, что такой метод финансирования не соответствует международной практике, которая заключается во взимании сборов и платежей непосредственно с пользователей дорог.

Кроме того, при пересмотре параметров бюджета или проведении секвестра наибольшей редакции подвергается общий фонд, то есть, в перспективе отрасль может получить еще меньшее ассигнование, чем в текущем году.

Кстати, в этом году на строительство и реконструкцию нуждающихся участков бюджетных средств нет. Сегодня государство финансирует только ямочный ремонт. Фактический размер средств, идущий на реализацию эксплуатационного содержания дорог общего значения в 2014 году, составляет 2,6 млрд. гривен, однако для полноценной работы данного направления нужно минимум 6,7 млрд. гривен.

«Сегодняшние объемы финансирования отрасли составляют около 1 тыс. долларов на 1 километр дороги в год. Этих средств хватает только на ликвидацию дефектов дорожного покрытия в минимальном объеме и закупку минимума песчано-соляных смесей для борьбы с гололедом. О капитальном ремонте, реконструкции, а тем более новом строительстве при таком финансировании не может быть и речи», — отмечает начальник управления эксплуатационного содержания автомобильных дорог и безопасности движения «Укравтодора» Олег Федоренко.

«Средняя стоимость капитального ремонта 1 км дороги первой категории — 28-32 млн гривен. В Госбюджете нет средств на проведение капремонта даже на наиболее проблемных участках. Выделяемого финансирования едва хватает на содержание автодорог: проведение ямочного ремонта, организацию безопасности движения, подготовку к зиме. Финансирования работ по капитальному ремонту в этом году не предусмотрено, однако на завершение уже начатых объектов будут направлены остатки средств, привлеченных под госгарантии в 2012-2013 годах. Это 6,7 млрд. гривен. Так, продолжится строительство мостов и путепроводов, в частности автомагистрали через Днепр в Запорожье, а также на обходах городов Днепропетровска и Рени», — уточняет председатель «Укравтодора» Сергей Подгайный.

Согласно информации дорожного агентства, ожидаемый в 2014 году размер поступлений в дорожный фонд Государственного бюджета составляет 16,9 млрд гривен, из которых 11,1 млрд гривен идут на выплату долговых обязательств, 2,5 млрд гривен на ремонт коммунальных дорог. Кроме того, 400 млн гривен из этой суммы предназначены на погашение задолженности перед подрядчиками, а 100 млн гривен осваиваются в рамках совместных программ с международными финансовыми организациями (МФО). Оставшиеся 2,6 млрд гривен, как отмечалось ранее, задействованы в мероприятиях по содержанию дорог. Так, по состоянию на 1 сентября, уже ликвидировано около 770 тыс кв. м. ямочности, заменено 3 660 дорожных знаков, отремонтировано и установлено почти 1,2 тыс м. дорожных ограждений, а на 4,5 тыс км. дорог и 2 443 пешеходных переходах нанесена или обновлена дорожная разметка.

Что касается строительства и капитальной реконструкции, то они реализуются в рамках ранее привлеченных зарубежных средств.

«За счет иностранных инвестиций продолжится ремонт на автодорогах М-01 «Киев — Чернигов — Новые Яриловичи», М-03 «Киев — Харьков – Должанский» на обходе города Лубны, М-05 «Киев — Одесса, Н-01 Киев – Знаменка» и Р-02 «Киев – Иванков».

С МФО достигнута предварительная договоренность по ремонту дорог М-05 «Киев – Одесса» (на участке Белая Церковь — Кривое Озеро) и М-01 «Киев — Чернигов — Новые Яриловичи» (на участке Кипти — Новые Яриловичи). Также запланировано проведение капремонта дорог М-03 «Киев — Харьков — Должанский (на участке Полтава — Харьков и Р-52 Решетиловка — Днепропетровск)», — подчеркнул Сергей Подгайный.

Добавим, что дополнительная ресурсная и финансовая нагрузка легла на отрасль из-за военных действий на Донбассе. Согласно данным «Укравтодора», в ходе боев в Луганской и Донецкой областях было разрушено 30 мостов и путепроводов и почти 1 тыс. км. дорожного полотна. Консолидированная сумма убытков составляет на октябрь текущего года 2,2 млрд гривен. Решением этой проблемы, может стать пока только объявленные на словах международные гранты или выход на рынок заимствований, что утяжелит кредитный портфель «Укравтодора», объем которого составляет 37,5 млрд гривен.

Читайте также по теме