В апреле рухнул еще один банк из первой двадцатки крупнейших финансовых учреждений Украины. Следом за банками «Надра», «Финансы и кредит» и «Дельта» статус неплатёжеспособного получил «Хрещатик», который обслуживал бюджетные учреждения и коммунальные предприятия столицы. Вывод с рынка такого игрока, ставшего, по инсайдерской информации, жертвой корпоративного конфликта, инициированного на самых верхах, может говорить только об одном — очистка, а точнее «зачистка», банковского сектора в стране еще не вышла на финишную прямую.
В целом, по словам экспертов, 2016 год нельзя будет назвать годом возрождения банковской сферы, несмотря на отсутствие валютной паники и масштабного оттока депозитов.
Как заявил заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова, сегодня доля проблемных кредитов в банковской системе составляет более 40%. Такая ситуация стала возможной из-за переоценки возможностей бизнеса и кредитов связанным лицам.
Помимо дефицита «здоровых» активов и токсичности кредитного портфеля, сегодня главными угрозами для банков считаются, во-первых, валютные колебания и существующие административные ограничения, которые пугают бизнес.
Во-вторых, отсутствие законодательства, касающееся защиты прав кредиторов, реструктуризации ипотечных кредитов, а также проблемы с судебной системой.
В-третьих, медленный темп восстановления доверия со стороны населения и предпринимательства, что значительно снижает возможности сектора. И это неудивительно, ведь с 2014 года под юрисдикцию Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) попали более 60 банков. С момента старта финансового кризиса на выплаты вкладчикам лопнувших банков государство уже направило около 71,5 млрд гривен, а рухнувший «Хрещатик» прибавит к этой сумме еще 2,8 млрд гривен. Что касается клиентов с вкладами более 200 тыс гривен (они не попадают под гарантированную ФГВФЛ компенсацию – Авт.), то их потери формализуются после окончательной ликвидации неплатежеспособных банков, т.е. через несколько лет. Речь, наверняка, пойдет о сотнях миллиардов гривен. При этом, по оценкам специалистов, в текущем году с рынка могут вывести еще 15-20 мелких и средних финучреждений.
Кроме того, говоря о банковских рисках, не стоит забывать о негативной ситуации на мировых товарных биржах, а также неугасающих боевых действий на Донбассе, усиление которых спровоцирует новый виток панических настроений.
Отельного упоминания заслуживает капитализация банковского сектора. Так, до сих пор публично не оглашены детальные итоговые данные прошлогоднего стресс-тестирования крупнейших банков, благодаря которым можно понять, что происходит внутри системы. Но инициатор проверки, НБУ, увы, пока молчит. Также регулятор еще не обнародовал отчетность банков по методологии МСФО.
Вместе с тем экспертное сообщество говорит о том, что сектор нуждается в докапитализации на уровне 150–200 млрд гривен, при этом многие операторы работают в условиях отрицательного значения оборотного капитала.
«Более 70% банковской системы находится в процессе капитализации. Причем в продуктивном процессе. Уже докапитализировано на порядка 70 млрд гривен. Это положительно влияет на их балансы, способность проводить реструктуризацию кредитов, включая валютные», — говорит в свою очередь Е. Рожкова.
В настоящее время из скупой информации НБУ известно, что четырем банкам первой двадцатки не нужна дополнительная закачка средств, а пять финучреждений уже осуществили программу докапитализации. Как дела у остальных операторов можно только домысливать. В любом случае подобная конспирология от НБУ наводит на неутешительные мысли.
Среди позитивных изменений, произошедших в секторе, следует отметить прирост гривневых депозитов. Свидетельством тому служит снижение процентных ставок. Этот тренд обозначился еще осенью прошлого года и в умеренной форме он сохранится в текущем году, благодаря снижению инфляции и смягчению некоторых административных ограничений.
Однако наряду с этим в Украине работает непривычный для общества налог на пассивные доходы, введенный в 2014 году.
В январе его снизили с 20% до 18%, но к нему еще суммируется военный сбор в размере 1,5%, и в итоге выходит 19,5%.
«С депозитов за прошлый год собрали около 40 млрд гривен, сумма довольно хорошая. Однако уверен, сейчас этот налог на проценты от вкладов очень не к месту. Получается, что людей еще больше провоцируют на то, чтобы они забирали свои деньги из финансовых учреждений. И так не доверяют банкам, и так банки постоянно закрываются, а тут еще и налог», — комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Несмотря на существующие структурные трудности, украинские банкиры смотрят в будущее с оптимизмом.
Согласно последнему опросу НБУ, банки ожидают роста рынка ссудного капитала. Так, 62% банков-респондентов выразили уверенность в увеличении объемов кредитования хозяйствующих субъектов в период II квартал 2016 года — I квартал 2017 года. Также до 44% выросла доля банков, которые верят в оживление розничного кредитования в течение следующих 12 месяцев. Вместе с тем ожидания операторов по кредитному портфелю оказались негативными.
Напомним, суммарный убыток работающих украинских банков Украины в 2015 году составил 66,6 млрд гривен, а в по итогам 2014 года потери банковской системы составил 52,97 млрд гривен.