Опрос также выявил, что коррупцию стимулируют сами студенты, а еще отношение к образованию в обществе. «Коррупция развивается по рыночному принципу: есть спрос — есть и предложение. На вопрос, почему студенты платят за оценки, две трети отвечают: лень изучить, проще дать взятку. Другая сторона проблемы: для получения хорошей работы, по мнению студентов, связи и знакомства являются более важными, чем высокий образовательный уровень », — подчеркнула Ирина Бекешкина.
Тем временем в Министерстве образования уверяют, что ситуация не настолько критичная, а одной из причин коррупции в вузах называют неудачное применение европейских подходов. Так, министр образования и науки Дмитрий Табачник выразил уверенность, что преодолеть эту и другие образовательные проблемы поможет новый закон «О высшем образовании». «Наша система образования на порядок лучше, чем системы других стран. А нам еще предлагают какие пожелтевшие рецепты из Европы. Давайте прекращать болтать о том, что преподаватель захотел и так просто взял, скажем, с Маши Гапоненко взятку. Опрос свидетельствует, что вознаграждение преподавателям волнует лишь 15% респондентов. Для решения этой и других проблем образования мы и готовим новый закон о высшем образовании.», — отметил он.
Однако эксперты фонда «Демократические инициативы» и другие независимые специалисты считают, что взяточничество в вузах уменьшится лишь при условии, что студенты увидят прямую зависимость между уровнем своего образования и возможностью зарабатывать деньги. А этот уровень проверяют не преподаватели во время выпускных экзаменов, а система, аналогичная внешнему независимому оцениванию абитуриентов.