Рождественские каникулы не принесли облегчения украинской власти. На фоне усилившегося внешнего давления со стороны Евросоюза и Российской Федерации парламентские силы усилили борьбу за власть, игнорируя экономическую повестку дня. Последняя неделя уходящей третьей сессии не стала полноценным итогом, а лишь прологом к решающей битве за место в элитном дивизионе весной. Увы, но в пылу предстоящей борьбы может быть похоронен не только парламент, но и государство.
Радикальные «хотелки»
Крепко зажав в зубах золотую акцию парламента, Олег Ляшко прямо заявил общественности – готов быть премьер-министром.
Порулить Кабмином носителю радикальной франшизы скорее всего не дадут, но размах притязаний должен впечатлить бывших партнеров по коалиции и сделать их сговорчивыми по длинному списку желаний «вилоносца».
Перечень требований по политическим и экономическим вопросам у Олега Ляшко уже готов и включает блокирование особенного статуса Донбасса в Конституции, запрет продажи с/х земель, отмену налогообложения пенсий и запрет на повышение пенсионного возраста.
По кадрам предлагается пустить в расход генпрокурора Виктора Шокина и главу НБУ Валерию Гонтареву.
Премьер-министром Ляшко не станет, но, по словам спикеров БПП и «Народного фронта», на портфели министра экологии и вице-премьера он рассчитывать может. Плата – возвращение в коалицию и раздел ответственности.
Страсти по референдуму
Владимиру Гройсману, спикеру украинского парламента, не понравилась идея Арсения Яценюка провести референдум о статусе Донбасса.
Конечно, такая идея возникла у премьер-министра не от хорошей жизни — результаты реформ никого не впечатляют и общественность нужно чем-то занять. Но и глава парламента не лучше — забыл, что источником власти по Конституции является народ, и его мнение по поводу территориального устройства выслушать было бы неплохо.
Идея с референдумом возникла у Арсения Яценюка, как жест отчаяния и ответ на резервные планы президентской администрации перезапустить парламент осенью.
Кадровая карусель
Борьба за министерские портфели на минувшей неделе продолжилась. Вице–премьер Вячеслав Кириленко обиделся на постоянный шквал критики в сторону правительства и предложил всем определиться – кто, кого поддерживает.
Главная кадровая интрига развернулась вокруг возможной должности Первого вице-премьера. Это кресло по идее должно уравновесить политический вес Арсения Яценюка пропорционально падению его авторитета, и временно утихомирить желающих крови коалиционных партнеров.
Первыми кандидатам на кресло планировались Игорь Кононенко и Павел Рябикин (возможно он станет министром инфраструктуры), но, по словам главы фракции БПП Юрия Луценка, их кандидатуры уже не рассматривают.
Вариант первого зама главы Администрации Президента — Виталия Ковальчука — тоже под вопросом.
В то же время Арсений Яценюк высказался категорически против Ковальчука. По словам очевидцев, как пишут украинские СМИ, после окончания заседания в пылу Арсений Яценюк употребил грубую обсценную лексику, от цитирования которой мы скромно воздержимся.
По мнению Юрия Луценко, первый вице-премьер должен будет заниматься имплементацией принятых Верховной радой законов, а также общаться с инвесторами.
Очевидно, что полноценное переформатирование правительства произойдет не ранее 16 февраля – даты отчета правительства. Это время было озвучено на встрече членов коалиции с Президентом.
Пока вокруг министерских портфелей идет подковерная грызня, фракция «Самопомич» рубит концы и отзывает своего министра АПК Алексея Павленко с должности. И хотя последний подал заявление об отставке, вероятность ее принятия близка, по словам экспертов, к нулю – в зале банально не найдется голосов, и Алексей Павленко продолжит работу.
Лично к Павленко «Самопомич» претензий не имеет и готова делегировать его на ту же должность, но уже в составе нового Кабмина. По другим данным кресло отдадут вице-президенту Украинской зерновой ассоциации Ивану Мирошниченко.
Среди возможных кандидатов на должность министра здравоохранения всплывало имя Бориса Тодурова, директора национального института сердца, но потом фракция БПП опровергла эту кандидатуру.
Коалиционный пакт о ненападении
Вся эта возня вокруг должностей и борьба за финансовые потоки при всем цинизме не может не иметь формального прикрытия. Им станет внесение изменений в так называемое коалиционное соглашение.
По словам спикера парламента Владимира Гройсмана, он еще в ноябре призывал обновить коалиционное соглашение и уже под него обновлять состав правительства. В этом он уже нашел поддержку со стороны «Самопопомичи» и «Батькивщины».
«Батькивщине» вообще не позавидуешь. Выйдя из мест не столь отдаленных и получив форменный «отлуп» на Майдане, Юлия Владимировна решила вернуться в нишу радикального популизма и дождаться когда трупы ее политических врагов проплывут по Днепру.
Вот только за время ее отсутствия таких адептов «политического дзена» в Украине прибавилось. В ряду «ничегонедельщиков» среди собирателей электоральных очков уже давно обосновалась «Самопомич». А на ниве махрового популизма легко наткнуться на вилы Олега Ляшко. Михаил Саакашвили — вообще страшный сон и «Самопомочи», и Радикальной партии, и «Батькивщины» вместе взятых.
Вот и сейчас Юлии Тимошенко предложили возглавить коалицию в порядке очередности, но она отказалась.
Во фракции БПП вынуждены чутко реагировать на пожелания младших партнеров по коалиции и уже обсуждают возможные изменения в коалиционном соглашении. Задача минимум — вернуть Олега Ляшко обратно.
Изменений в коалиционном соглашении хочет и Арсений Яценюк, хотя отчитываться ему все равно придется по первоначальному варианту документа.
Планируемые изменения к коалиционному соглашению будут оформлены в виде приложения и, по словам главы фракции Народного фронта Максима Бурбака, в нем будет четкий график и шаги по принятию ряда законопроектов.
Общие сборы парламентской коалиции должны состояться за день до отчета правительства, не позднее 15 февраля.
Пчелы против меда
Руководствуясь принципом «бей первым» и опасаясь выпасть из антикоррупционного «тренда», Игорь Кононенко выступил с предложением создать в Верховной Раде временную следственную комиссию для расследования коррупции среди народных депутатов. Зная эффективность работы депутатских комиссий, более изящного способа похоронить антикоррупционную активность парламента не придумаешь.
Вражда между депутатами БПП и НФ продолжилась и на прошлой неделе. Не успели у Арсена Авакова зажить психологические раны после пикировки с Михаилом Саакашвили, как новый удар был нанесен со стороны Сергея Лещенко.
Последний обвинил Арсена Авакова в совмещении должностей министра и директора итальянской фирмы. В ответ Сергей Лещенко получил ответ из серии «сам дурак» и толстый намек на финансовую связь депутата-журналиста с Константином Григоришиным.
Парламент проявил неспособность бороться с коррупцией грязной возней вокруг депутата Виктора Чумака, который «завис» между парламентом и креслом члена Национального агентства по борьбе с коррупцией. Он вышел из фракции БПП, где по его словам крайне сильно «вычищаются» антикоррупционные законопроекты.
Шенгенские иллюзии
Яркий пример вопиющей безответственности и саботажа к своему избирателю проявили депутаты при голосовании, вернее не голосовании, за отмену скандальной поправки в закон об электронном декларировании чиновниками доходов.
Семь раз голосование было провалено, что в очередной раз отодвинуло во времени введение безвизового режима для Украины.
Порча регламента
Одним из самых скандальных событий на прошлой неделе стало голосование за изменения к регламенту Верховной Рады. Неспособность найти нужные голоса для внесения изменений в Конституцию по чувствительному «донбасскому» вопросу подтолкнула власть к нехитрой манипуляции.
Теперь голосование можно будет провести и на четвертой сессии, предварительно вкачав в головы депутатов угрозы фрау Меркель, за которыми Петр Порошенко отправился 1 февраля в Германию.
Сегодня работа парламента продолжится. Будет открыта очередная четвертая сессия. На стол депутатам уже лег отчет правительства и конституционная реформа в сфере правосудия. Ставки в борьбе за власть растут, как и цифры в коммунальных платежках и валютных обменниках.
Мы идем к тому, что весной повестку дня парламенту будет диктовать не согласительный совет фракций, а улица.