В январе нынешнего года производство всех видов автомобилей в Украине претерпело катастрофический спад, в среднем сократившись на 85%, и, как считают эксперты, будет уменьшаться и далее. Наряду с этим в течение 2009 года, по прогнозам автодилеров, аналогичный обвал ожидает и сферу автоторговли, которую постигнет примерно 60-70-процентное сокращение объемов продаж. По мнению автопроизводителей и дилеров, данная статистика – результат неэффективных мер власти, которая оставила их с кризисом один на один.
Спад, который был известен заранее
На прошлой неделе Государственный комитет статистики обнародовал данные об объемах производства всех видов автомобилей в Украине в январе нынешнего года. Так, производство автобусов в этот период, по сравнению с первым месяцем 2008 года, сократилось на 81% – до 146 штук, производство легковых – на 85,6% – до 4,5 тыс. штук, а производство грузовых автомобилей – на 90,1% – до 0,1 тыс. штук. Напомним, что в течение последних нескольких лет украинское автопроизводство, вместе со всем машиностроением в целом, постоянно росло. Так, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, производство автобусов в Украине увеличилось на 10,5% – до 10 042 штук, а производство легковых автомобилей – на 5,6% — до 402 тыс. штук. Их крупнейшими производителями на сегодня являются: корпорация «УкрАВТО» в лице «Запорожского автозавода»; корпорация «Богдан», включающая«ЛуАЗ» и «Черкасский автобус»; корпорация «АИС» в лице компании «КрАСЗ»; корпорация «Эталон», объединяющая «Черниговский автозавод» и «Бориспольский автозавод»; «Еврокар» и другие предприятия.
О том, что отечественное автомобилестроение, равно как и сфера торговли автомобилями, войдут в фазу существенного спада, представители отрасли заговорили еще в середине ноября прошлого года. Впрочем, тогда их прогнозы выглядели просто радужными иллюзиями по сравнению с нынешними реалиями. В частности, автопроизводители предполагали, что снижение объемов производства в Украине и близко не подойдет к тем темпам спада, которые осенью демонстрировали развитые страны – до 50%; а дилеры в свою очередь считали, что Украину ожидает сокращение объемов продаж на уровне 30%. Однако, с их точки зрения, даже те сравнительно оптимистические показатели, которые отрасль демонстрировала осенью, уже являлись тревожным сигналом и означали необходимость срочной поддержки автопрома со стороны властей.
Заблаговременные просьбы о помощи государства
В частности, впервые призыв к помощи отрасли со стороны государства прозвучал еще 18 ноября, во время международной конференции по развитию автомобильной индустрии Украины «AutoPROm.UA-2008». Как подчеркнул тогда министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий, кризис, постепенно охватывающий отечественное автомобилестроение, поставил государство перед выбором – или сдать позиции импорту, или позаботиться о будущем отрасли и продавать собственные автомобили. При этом министр обратил внимание на то, что «на фоне поддержки автомобильной отрасли во всех странах-производителях, отечественное автомобилестроение остается пока наедине со спадом производства и влиянием кризиса».
Вскоре после этого – в последних числах ноября – Кабинет Министров, как бы откликнувшись на этот призыв, разработал законопроект, предполагающий 20-процентное снижение налога на прибыль для предприятий-автопроизводителей; увеличение в 2 раза амортизационных отчислений для предприятий, проводящих модернизацию оборудования; и увеличение в 2 раза (до 360 дней) срока возвращения валютной выручки. Однако сами автопроизводители восприняли данные меры более чем скептически. Так, владелец автомобильной корпорации «АИС» Дмитрий Святаш заявил, что снижение налога на прибыль не даст почти никакого эффекта, поскольку «в ближайшее время прибыли у автомобильных предприятий просто не будет».
Тогда же автопроизводители настаивали на том, что правительство непременно должно принять протекционистские меры, направленные на защиту внутреннего авторынка от импорта. Речь шла, как известно, о повышении таможенных пошлин на ввоз автомобилей до 25% или даже, в случае если эта мера окажется неэффективной, о квотировании импорта. И, наконец, по их мнению, достаточно действенной мерой могло бы стать выделение государством субсидий автопроизводителям в общей сумме на уровне 1,5 млрд грн. Впрочем, с тех пор угроза вытеснения на внутреннем рынке Украины отечественных авто импортными в значительной мере отпала в связи резким сокращением импорта вообще, а вопрос о денежной помощи отрасли стал, так сказать, несколько неприличным в контексте катастрофического дефицита Госбюджета-2009.
Символическая поддержка со стороны властей
Как бы то ни было, но, несмотря на неудовлетворенность представителей отрасли, правительство все-таки сделало некий символический шаг навстречу автопрому, направив в Верховную Раду Украины подготовленный им в ноябре законопроект. В результате – в середине декабря парламент принял в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности)». В частности, изменения претерпели некоторые нормы следующих Законов: «О налогообложении прибыли предприятий», «О Едином таможенном тарифе», «О развитии автомобильной промышленности Украины» и «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине».
Тем не менее, несмотря на внушительный список поправок, суть их сводится примерно к тем мерам, принятие которых и анонсировал за месяц до этого Кабмин. А именно: принятый в первом чтении законопроект предусматривает предоставление права предприятиям перерабатывающей промышленности применять ежегодную 25-процентную норму ускоренной амортизации основных фондов. Также документ освобождает предприятия перерабатывающей промышленности от уплаты таможенной пошлины при ввозе того оборудования и комплектующих изделий, которые не производятся в Украине. И, наконец, проект закона продлевает до 31 декабря 2013 года действие Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины», а также – относит производство автомобилей, оборудования, комплектующих изделий; разработку и внедрение новейших технологий для сборки и изготовления автомобилей к стратегическим направлениям инновационной деятельности.
Разумеется, все эти нововведения вряд ли могли бы защитить украинский автопром от стремительного спада производства, равно как и внутренний авторынок – от неизбежной стагнации. Однако и они до сих пор не вступили в силу, поскольку принятием законопроекта в первом чтении дело и ограничилось. А тем временем еще один значимый сегмент украинской экономики по темпам спада превзошел самые пессимистические прогнозы.
Уже никто ничего не продает
Первый месяц нынешнего года ознаменовался не только критическим спадом производства в отечественном автомобилестроении, но и оказался рекордным по темпам сокращения объемов автопродаж. Так, по данным Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров, в январе украинские автосалоны реализовали лишь 21 тыс. автомобилей, достигнув самого низкого показателя за последние три года. Следует отметить, что еще в декабре прошлого года снижение объема автопродаж в Украине составило только 35%, по сравнению с аналогичным показателем 2007 года, что выглядело как успех на фоне Великобритании и США, где спад достиг примерно 40%. Однако уже итоги января нынешнего года, когда уменьшение объемов автопродаж в Украине достигло 60%, поставили ее на третье место по темпам спада в Европе, после Латвии и Ирландии.
Тем не менее, уже февраль принес с собой некоторую оттепель в сфере автоторговли. Хотя, как отмечают сами автодилеры, несколько искусственную и весьма кратковременную. Так, по предварительным данным, обнародованным Ассоциацией автоимпортеров, в минувшем месяце в Украине было продано около 24 тыс. новых автомобилей, что на 15% больше по сравнению с провальным январем. По словам генерального директора Ассоциации Олега Назаренко, «рост объемов продаж в феврале объясняется общим ростом деловой активности». Однако, как констатируют эксперты, в действительности некоторое оживление в сфере автоторговли было вызвано маркетинговой политикой самих дилеров, предложивших покупателям акционные цены.
Так, как признается директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «НИКО», Ярослав Вовк, представляемая им компания «объявила о 20-процентных скидках на весь модельный ряд автомобилей Mitsubishi 2008 года выпуска». В свою очередь пресс-секретарь компании «Нисан-Украина» Игорь Соколов также отмечает, что, начиная с февраля, «на весь модельный ряд, реализуемый компанией, действуют акции». Тем не менее, несмотря на все ухищрения, как считают сами автодилеры, ни удержать объемы продаж на нынешнем уровне, ни тем более увеличить их в ближайшем будущем не удастся.
Так, по их мнению, уже начиная с нынешнего месяца объемы продаж вновь начнут стремительно сокращаться. Это обусловлено тем, что до сих пор автодилеры распродавали складские запасы – то есть торговали машинами, завезенными ранее по более низкой, по сравнению с нынешней, цене. Однако на сегодня этот ресурс почти исчерпан. В частности, по словам маркетинг-директора корпорации «АИС» Юлии Птицыной, ситуация окажется наихудшей, когда у дилеров «просто не останется автомобилей по старым ценам и покупателям будут предложены машины, завезенные недавно по новым ценам, с учетом нового курса доллара». И это повлечет за собой, считает г-жа Птицына, как минимум 50-60-процентное паление рынка.
Что же касается прогнозов на первый квартал, то, по мнению главы информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олега Омельницкого, объем автомобильного рынка Украины может сократиться на 60-70% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, откатившись на уровень между 2005-2006 годов. Не менее пессимистичным выглядит и прогноз на весь нынешний год. Как предполагает директор компании «Авто Интернейшнл» Елена Дунина, в целом в 2009 году украинский авторынок может сократиться на 45-50% по сравнению с 2008 годом – до 320 тыс. единиц, а президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе считает, что глубина спада может составить даже 250-270 тыс. единиц.
Как бы то ни было, но подавляющее большинство автодилеров считает, что главную роль в стремительном падении автопродаж составит низкая покупательская способность самого потребителя, который ныне почти лишен возможности взять кредит и доходы которого не успевают за резким ростом курса доллара и евро. Одним словом, начиная от автопроизводителей и заканчивая самими покупателями авто, данный сегмент экономики оказался совершенно беззащитен перед кризисом. Возможно потому, что от собственного автомобиля, возможно даже отечественного производства, не так уж трудно и отказаться. Но может ли государство себе позволить столь же легко отказаться и от своего автопрома, и от всей автоторговли в качестве одних из крупнейших работодателей и налогоплательщиков страны?