Парламент принял в целом закон Украины “Об оценке влияния на окружающую среду” 23 мая. Общественность до конца еще не осознала последствия принятого закона и не уделила ему должного внимания. А ведь документ не о «птичках-белочках», он об экономике и больших деньгах.
В системе государственного управления Украины экология всегда была золотым дном для чиновников. Раскинув свои щупальца во все сферы хозяйственной деятельности, Минэкологии со своими многочисленными подразделениями на местах исправно доило и доит бизнес похлеще ГАИ с налоговой.
Под лозунгами европейской интеграции и международных стандартов депутаты с небольшими поправками Президента приняли новый закон “Об оценке влияния на окружающую среду” (2009а-д). Старый закон “Об экологической экспертизе” был отменен.
Утвержденный парламентом документ содержит в себе полное описание процедуры, которую обязаны пройти все предприятия — субъекты хозяйственной деятельности перед тем, как приступить к работе, затрагивающей в той или иной степени окружающую среду. А также, если их деятельность может повлиять на жизнедеятельность людей.
Помимо государства, одним из основных субъектов согласования будет выступать “общественность” — одно или несколько физических/юридических лиц, общественные организации или группы.
По чью душу?
Предприятия, попадающие под действие закона, поделены на две категории — первую и вторую.
В первую категорию попали предприятия энергетики, металлургия, химическое производство, строительство больших объектов, автомагистралей, дорог от четырех и больше полос длиной более 10 км.
Также под первую категорию попадают гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие, добыча нефти и нефтехранилища, птицефабрики, линии электропередач, сплошные и последовательные рубки главного пользования, сплошные санитарные рубки более 1 га.
Среди хозяйственных субъектов, попавших во вторую группу, можно выделить предприятия глубокого бурения, сельского хозяйства на территориях от 20 га, смена статуса с/х земель, крупное животноводство, добыча полезных ископаемых (кроме местного значения) и их переработка, энергетическая промышленность, производство и обработка металла, химическая промышленность, пищевая промышленность, текстильная, деревообработка, бойни, сахарные заводы, строительство объектов крупной инфраструктуры.
Строительство жилых домов не попадает под действие закона, если только речь не идет о жилищных кварталах на площади 1,5 и больше га.
Закон охватывает также объекты туристической отрасли и рекреации — лыжные трассы, яхт-клубы, канатные дороги, отельные комплексы (от 50 мест) и пр.
Процедурные вопросы
Главная задача предпринимателя — подготовить документ под названием “Отчет по оценке влияния на окружающую среду” (далее -”Отчет”) и согласовать его. Для удобства поделим процедуру на этапы.
Первый этап
Чтобы довести до ума этот документ потребуется для начала подготовить “уведомление по плановой деятельности”, где будет расписано в подробностях чем собирается заняться предприятие. На этом этапе предприятию стоит уже побеспокоится о реакции общественности, хотя бы на уровне анализа и сбора информации.
Уведомление будет зарегистрировано в специальном реестре, и открыто для общественности.
Второй этап
Общественность на данном этапе сможет подготовить свои замечания и пожелания и передать их в государственный орган, ответственный за экологическую политику.
Предприятие по возможности учитывает пожелания заинтересованных лиц, и готовит более полный Отчет.
Третий этап
Отчет опять передается чиновникам и одновременно выносится на общественное обсуждение, которое должно будет состояться в определенные законом сроки.
Четвертый этап
Уполномоченный государством орган на основании этого Отчета, а также отчета об общественном обсуждении (это еще один необходимый документ, но готовить его будет государственный орган) выдает “заключение”, которым определяет допустимость деятельности или обосновывает ее недопустимость. Это заключение является обязательным для выполнения.
Но это не финальная стадия. Потом полученное заключение (вместе с двумя отчетами) предприятие подает на рассмотрение местного органа власти (самоуправления) для принятия окончательного решения о проведении плановой деятельности.
И вот, когда такое решение будет получено, предприятие сможет перейти к непосредственной хозяйственной деятельности.
Риски для бизнеса
Действие закона не распространяется на текущие работающие предприятия. Они могут пользоваться уже полученными разрешениями.
Нет сомнений, что в нормальных цивилизованных странах ЕС подобные нормативы и правила уместны и эффективны. Но сработают ли они в Украине?
Даже поверхностный взгляд на схему согласования показывает насколько много коррупционных ловушек в законе. Предприятию, которое захочет заниматься реальным производством, а не “купи-продай”, потребуется в несколько кругов получать промежуточные разрешительные документы.
Общественное обсуждение неплохой институт, но в украинских условиях он превратится в инструмент шантажа бизнесменов со стороны ловких “общественных” организаций, которые смогут вмешиваться в разрешительную процедуру фактически на каждом этапе.
В финале кланяться придется еще и местным советам. Может, стоило ими и профильной экспертизой ограничится?
Закон по форме и сути “европейский”, но он намертво убивает конкурентоспособность Украины, как потенциальной территории-площадки для индустриализации. Похоже, кто-то видит Украину исключительно, как рынок сбыта.