Украинские супермаркеты полны просроченных продуктов и это уже не новость. Изо дня в день мы видим огромное количество сообщений об очередном купленном в магазине некачественном товаре, о массовых отравлениях или «махинациях» с продуктами. Закон Украины «О защите прав потребителей» устанавливает универсальные правила для всех субъектов торговли и супермаркет несет прямую ответственность за качество продаваемой продукции. Однако ситуацию это мало улучшает. Почему же супермаркеты рискуют и оставляют просроченные товары на своих прилавках?
«Государственный мораторий на проверки сделал свое дело, супермаркеты попросту ничего не боятся. Сейчас, для того чтобы совершить проверку по заявлению потребителей Госпродуктпотребслужбе необходимо получить на нее разрешение от регуляторных органов, которые в свою очередь, очень тесно связаны с бизнесом и попросту предупреждают большие торговые сети о дате проверки», — об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA подчеркнула вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Наталия Бородачова.
Возвращать товар сложно
Продукты — это бизнес, а в бизнесе, как известно, можно очень быстро прогореть, и проще всего это сделать, если честно возвращать просроченный товар производителям. />
«Думаете, мы ходим продавать просроченный товар? На самом деле, ситуация заключается в другом, — мы на нем не теряем. Все очень просто: супермаркет делает заказ на определенный объём продукции, и если эту продукцию не раскупили, то у магазина есть два варианта: первый, вернуть ее поставщику и, второй, постараться ее продать. Возвращать товар поставщикам это долго и сложно, к тому же, все менеджеры, которые совершали сделку, потеряют свои «проценты от продаж». Да и после того как ты пару раз вернешь товар, тебе придется искать нового поставщика, а этого не хочется никому», — рассказал корреспонденту ГолосUA менеджер одного из киевских супермаркетов.
Несмотря на то, что супермаркет несет ответственность за наличие просроченной продукции в продаже, а собственники торговых сетей уверяют, что просроченные товары на полках это всего лишь результат невнимательности продавцов, а не сознательное желание заработать, на сегодняшний день, существует несколько стабильных приемов, как одурачить покупателей.
Не покупайте еду в кулинарии супермаркета
По словам менеджера одного из киевских супермаркетов, почти в каждом блюде из кулинарии есть просроченные продукты.
«Если продукт теряет товарный вид, но его еще можно использовать, то он отправляется на кухню: из подгнивших овощей делают салаты, из просроченного мяса котлеты и шашлыки, из прокисшей молочки пекут блинчики, делают сырники и запеканки. Более того, если салаты не «продались» сегодня, их просто перемешивают, добавляют немного специй и выставляют на витрину на следующий день», — отметил сотрудник супермаркета.
Узнать, когда именно был изготовлено то или иное блюдо практически невозможно, что уж говорить о качестве продуктов, из которых оно было приготовлено.
Не стоит покупать и «нарезку», которую фасовали в супермаркете, сообщают эксперты.
«Очень часто, просроченный сыр и колбасу нарезают и фасуют в отдельные контейнеры прямо в супермаркете. Покупатель обращает внимание на дату на упаковке, которая является лишь показателем того, когда товар нарезали, а не когда его произвели», — добавляет менеджер одного из киевских магазинов.
Да и вообще, мало кто смотрит на срок реализации такой продукции. У нарезанной колбасы срок годности — всего трое суток, у сыра — двое.
Более того, подобная нарезка очень часто упакована в пищевую пленку, что значительно увеличивает риск возникновения вредных микроорганизмов и микроэлементов. Если хотите взять уже порезанный товар, выбирайте продукт, который герметично упакован или же попросите продавца порезать выбранный вами товар.
Также стоит быть осторожными с не запакованными полуфабрикатами: пельменями, варениками и т.д., так как, вполне вероятно, что это не результат «ручной лепки», а просто пересыпанная просроченная продукция из пакетов. Фасованные в супермаркете овощи и фрукты тоже не стоит покупать, — скорее всего, в пакете из 5 продуктов 1 будет испорчен.
Будьте внимательны с «акциями»
«Украинский покупатель катастрофически обеднел. Сегодня, население страны занято вопросом хватил ли у него денег купить даже самые необходимые продукты, а о качестве приобретаемых товаров люди практически не думают, поэтому со всевозможными акциями и скидками необходимо быть вдвойне осторожными» — об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс».
Очень часто супермаркеты устраивают всевозможные акции и скидки для того чтобы быстрее продать товары, у которых заканчивается срок годности. Важно отметить, что подобная практика является очень популярной в мире. В США, например, продукты у которых до окончания срока годности остался 1-2 дня продаются на 70-80% дешевле и это нормально. Таким образом, многие семьи экономят до 50 % всех своих расходов. Для сбыта некачественной продукции существует еще одна простая технология: просроченные товары, выставляют на видном месте, а те, что по свежее, прячут в глубине полок. Также необходимо помнить, что если на упаковке один на другой наклеено несколько ценников, скорее всего, товар просрочен.
Еще важно знать, что именно вы покупаете. Консервы, у которых срок годности закончится через 2-3 дня, можно купить со скидкой и съесть в тот же день за ужином, а можно кинуть в холодильник и через месяц очень сильно удивится, когда банка вздуется, и продукты придется выбрасывать.
Чаще всего просроченным в супермаркете оказываются мясо и рыба. Эти продукты несколько раз замораживают и размораживают, моют, подкрашивают, продают охлажденными и делают все, лишь бы они сохранили «товарный вид».
На втором месте сыры и колбасы. С этих товаров срезают плесень, натирают их маслом, перетасовывают и переклеивают сроки годности. В случае с сыром, смотреть необходимо не на этикетку, а на сам продукт: свежий сыр должен немного пружинить.
Третью позицию занимают молочные продукты, чаще всего просроченными оказываются йогурты, кефиры, сладкие глазированные сырки и творог. С молочкой покупателей может ожидать еще одна опасная ситуация – плохо работающие холодильные камеры. Даже если срок годности продукта еще не вышел, однако он хранился в недостаточно холодном помещении, он может быть испорчен. Так что, если вам кажется, что холодильник работает плохо, лучше не покупайте молочную продукцию вообще.
Четвертое место осталось за кондитерскими изделиями, чаще всего просроченными люди покупают печенье и конфеты.
Многие производители указывают более короткие сроки годности, чем они есть на самом деле. Поэтому можно смело прибавлять еще дней пять к конечному сроку реализации. Но это касается только тех продуктов, на упаковке которых написано «годен до…» А если на упаковке написано «употребить до…», то после указанной даты таки продукты действительно нельзя употреблять в пищу.
Как себя защитить?
1. Необходимо внимательно выбирать товар в супермаркете. Украинцам пора отвыкнуть от мысли, что раз ты покупаешь продукты в магазине, а не на базаре, то, несмотря на более высокую цену, ты уж точно купишь качественный товар. Проверяйте срок годности, не стесняйтесь спрашивать у продавцов, какой из товаров на витрине посвежее и внимательно смотрите на внешний вид продуктов.
2. Обязательно сохраняйте чеки, поскольку без них вы никогда и ничего не сможете доказать.
«Крайне важно сделать копию чека и ни при каких обстоятельствах не отдавать оригинал, иначе вы лишитесь единственного документа, который может доказать вашу правоту», — отметила Н. Бородачева.
3. Если вы уже купили просроченный товар, то магазин обязан вернуть вам деньги или же предложить заменить испорченный продукт, также продавцы должны пересмотреть всю продукцию этого типа товара и убрать просрочку с полок.
4. Поскольку в Украине все еще действует мораторий на проверку супермаркетов, для того чтобы защитить каждого последующего клиента магазина рекомендуем написать заявления в Госпродуктпотребслужбу и Союз защиты прав потребителей. «После того, как вы написали заявление в Госпродуктпотребслужбу не стоит останавливаться, разместите свое заявление и фотографии просроченного товара в социальных сетях и на сайте Союза защиты прав потребителей. Только громкие заявления граждан и активная борьба с просроченным товаром можем изменить сложившуюся ситуацию», — подчеркнула Н. Бородачева.