Если судить по данным Государственной службы статистики, то Украина в первом полугодии установила европейский рекорд в сфере занятости. Она оказалась единственной страной в Европе, где зафиксировано увеличение занятости населения и наблюдается феноменальное сокращение безработицы.
Во втором квартале 2013 года количество безработных в стране снизилось на 106,3 тыс. человек или на 18,6%. Если в январе-марте их было 571,6 тыс., то в апреле-июне безработных осталось всего лишь 465,3 тыс. Такие значения обычно достигаются при росте экономике, измеряемой как минимум двузначными величинами. Как подобного удалось добиться в нашей стране, где ВВП падает с начала года и по итогам как раз второго квартала снизился на 1,1% — совершенно непонятно. При падении промышленного производства почти на 10% с начала года, снижение безработицы в Украине за тот же период достигло почти 20%. То есть получается, чем хуже работают украинские предприятия и чем меньше они выпускают продукции, тем больше новых сотрудников они набирают на работу.
Это далеко не первый пример неадекватного отражения реальности в официальных статистических данных, но уж очень показательный. Причем в данном случае обвинять чиновников от статистики было бы не совсем справедливо, поскольку вполне возможны простые и логичные объяснения происходящего.
Снижение безработицы по версии официальной статистики в таких экономических условиях, которые она же и описывает, возможно разве что в двух случаях: либо безработных не регистрируют и таким образом добиваются улучшения показателей, либо же украинцы настолько разочаровались в эффективности работы службы занятости, что в случае потери работы просто туда не обращаются.
Ничем иным пояснить данные официальной статистике нельзя. Так что радоваться такому положению дел в сфере занятости, которое описывает Госстат несколько неразумно. Реальность намного хуже. Переходя в скрытую безработицу, незанятость населения чревата снижением уровня социального обеспечения для безработных как сейчас так и в будущем. Причем не только самих безработных, а и нынешних пенсионеров, получающих свои пенсии из пенсионного фонда. Привыкнув решать свои проблемы самостоятельно и не полагаясь на государство, нынешние «теневые безработные» станут или «теневыми занятыми» или уедут из страны на заработки за рубеж. Многие из них не вернуться никогда, точно так же, как и миллионы их предшественников, покинувших Украину 90-ые и 00-ые.
Недостоверные данные приводят к подготовке некачественных планов. В итоге, страна живет с нереализуемым в принципе бюджетом, а власти инициируют все более разрушительные для экономики реформы. Итог мы все видим своими глазами и ощущаем на своем кошельке.