Тарас Корпан
09:00 08/12/2020

«Украину ждет налоговый Майдан»: чем остались недовольны ФОПы накануне локдауна

На фоне массовых протестов, введение кассовых аппаратов для физлиц-предпринимателей отложено на год. Но эксперты отмечают, что проблема не исчерпана — требования протестующих не выполнены, а на поддержку малого бизнеса в грядущий локдаун направлено лишь полпроцента ВВП.

«Вышли не для отсрочки, а для полной отмены фискализации»

Верховная Рада отложила на год введение регистраторов расчетных операций (РРО) для физических лиц предпринимателей (украинская аббревиатура ФОП «фізична особа — підприємець»). Предполагалось, что частники должны приобрести регистраторы, которые будут передавать данные в налоговую уже с Нового года.

Но 1 декабря к Верховной Раде пришли тысячи человек, требуя оставить для них упрощенную систему налогообложения, не повышать штрафов за ошибки в отчетности и отказаться от введения РРО. Вообще-то протесты предпринимателей шли уже второй месяц. Они требовали оставит их в покое до завершения реформы налоговой и таможенной служб и жаловались, что выполнять новые требования дорого и сложно.

ФОПы периодически перекрывали дороги международного значения и блокировали правительственный квартал в столице. Но Рада дважды проваливала отсрочку введения кассовых аппаратов. А в первый день зимы протесты перешли на новый уровень — митингующие перекрыли движение в центре Киева и вступили в потасовку с полицией.

В конце концов, Рада отложила введение РРО на год — до 1 января 2022. Но протестующих законопроект не удовлетворил. Дескать, в документе предусмотрено множество исключений, на которые отсрочка не распространяется.

Кроме того, за время протестов стало известно о новых планах властей ввести в стране жесткий карантин — «локдаун». Среди требований протестующих появился пункт: «Не допускать ограничение деятельности малого бизнеса, обеспечив равные возможности для всего бизнеса без исключений». Кроме того, они потребовали ввести мораторий на все виды проверок всеми контролирующими органами до момента снятия карантина.

Хотя требование по отсрочке РРО было частично удовлетворено, утром 2 декабря митингующие вновь появились возле Верховной Рады. Сообщалось, что акцию поддержала Федерация профсоюзов. Для участников протестов организовали ночлег и горячее питание в Октябрьском дворце, принадлежащем ФПУ.

Народный депутат Александр Качура (фракция «Слуга народа») заявлял в своем Telegram-канале, что закон об отсрочке РРО не решает проблему.

«Предприниматели вышли под стены Верховной Рады не для отсрочки, а для полной отмены фискализации… А протест предпринимателей сегодня только начинается, и я не исключаю, что завершится он налоговым Майданом», — комментировал нардеп.

Вместе с тем его коллеги по фракции иного мнения. Так Глава Комитета по налоговой, таможенной и финансовой политике Даниил Гетьманцев выразил недовольство отсрочкой РРО.

«Планируется выделить на помощь менее полпроцента ВВП»

Необходимость ввести РРО обосновывали необходимостью вывода бизнеса из «тени». Однако и без дополнительных мер налоговые поступления в бюджет от ФОПов растут примерно на 5 млрд гривен в год.  Так, в 2017 году ФОПы перевели в бюджет 15,4 млрд гривен налога. В 2018 году они пополнили казну на 19,8 млрд гривен, а в 201 9 году они перечислили около 25 млрд гривен.

После того, как с 1 января 2011 вступил в силу закон о едином социальном взносе, который включил в себя отчисления в Пенсионный фонд, поступления в бюджет от единого налога ФОП выросли в 24 раза. Ежегодно поступления растут в среднем на 25%. И это при том, что по сравнению с 2016 годом количество ФОПов с 2 млн уменьшилось до 1,8 млн.

На это фоне примечательным выглядит заявление главы комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галины Третьяковой (фракция «Слуга народа»). Она высказала сомнение что ФОПы заслужили поддержку от государства, обещанную Президентом на случай жесткого карантина.

Как известно, Владимир Зеленский подал в Раду законопроекты, по которым ФОПы и наемные работники, чья сфера деятельности попадает под закрытие из-за карантина, получат единовременную материальную помощь в размере 8 тыс. гривен. На это планируется потратить 15 млрд гривен.

ГалинаТретьякова заявила: «Я хочу посмотреть на ФОП, который заплатил налогов на 8 тысяч гривен. Хочу посмотреть, честно. Суммы, которые мы выплачиваем, они соразмерны, но государственный бюджет формируется за счет налогов, и сначала мы должны помочь тем, кто платит налоги». В качестве примера она привела опыт Германии, где, по ее словам, бизнесмены получают помощь меньше размера уплаченных ими налогов.

Экономист Алексей Кущ написал в Facebook, что при установленном размере минимальной зарплаты в 5 тыс. гривен ФОП только одного ЕСВ платит 1100 гривен в месяц.

«Вообще, такие цифры достаточно странно слышать от профильного депутата», — отметил он, подчеркнув, что в среднем украинский ФОП платит более 13 тыс. гривен налогов в год.

«Это гораздо больше, чем планируемая помощь от государства. Не говоря о том, что более 13 тыс. гривен касается всех ФОПов, а помощь получат порядка 10%», — констатировал экономист.

По его помощь не коснется более трех четвертей частных предпринимателей.

«15 млрд гривен, которые планируется выделить на помощь, составляют менее полпроцента ВВП. это крайне мало», — заключил Кущ.

Экономист Александр Гончаров напомнил, что по данным НБУ в октябре падение индекса производства базовых отраслей ускорилось до 7,9%, что больше, чем в сентябре  — 6,8%. А ноябрьский «карантин выходного дня», по данным НБУ привел к потере около 0,2% ВВП (около 300 млн долларов). Это только при ограничениях, действовавших в субботу и воскресенье.

Гончаров отметил, что «в тяжелейших условиях пандемии коронавируса власти традиционно заявили, что денег в казне нет для поддержания ни медиков, ни учителей».

«Зато Кабмин Шмыгаля и Верховная Рада нагло и цинично разморозили космические зарплаты топ-чиновникам и руководству госкорпораций», — написал он в Facebook.

«Массовый протест в Киеве ФОПов еще раз показал, что когда украинская элита применяет законы исключительно в своих интересах – это неизбежно приводит к протестам, социальным взрывам и обнищанию большей части населения. Поэтому Украина по-прежнему остается страной майданов», — заключил экономист.

Читайте также по теме