Галина Акимова
10:59 21/10/2010

«Укртелеком»: щадящая приватизация

Не прошло и 15 лет, как «Укртелеком» дождался своей приватизации. Ее обнародованные условия показывают, что правительство не собирается водить инвестора за руку и навязывать ему план работы на годы вперед, как нередко бывало во время прежних конкурсов. Но взамен оно выставляет к новому собственнику жесткие социальные требования, основной смысл которых – не дать ухудшить условия работы коллектива. Эксперты говорят, что эти требования можно назвать конституционными…

Согласно распоряжению Кабинета министров Украины, покупатель «Укртелекома» вместе с пакетом в 92,7% акций получит две «золотые жилы»: самую крупную сеть широкополосного доступа к Интернету, которым сейчас пользуется около миллиона абонентов (больше всего в Украине) и лицензию на использование UMTS-технологии, необходимой для внедрения 3G-связи. Это самый привлекательный актив «Укртелекома», который дает ему конкурентное преимущество перед другими операторами мобильных услуг. 

Кроме того, компания, ставшая собственником «Укртелекома», сразу же повысит свое влияние на рынок. Практически все операторы мобильной и стационарной связи так или иначе будут зависеть от нее. 

Например, в конце 2008 года телекоммуникационный гигант временно отказался подписывать договора с операторами мобильной связи, поставившими его в крайне невыгодные условия по тарифам. И тогда возникла угроза прекращения работы всей системы мобильной связи в стране, так как абоненты разных компаний не смогли бы дозвониться друг до друга. 

Еще один значительный источник доходов и рычаг влияния – это сеть подземных каналов, принадлежащая «Укртелекому» и построенная еще в советские годы. Частные компании мобильной связи, Интернета и кабельного телевидения используют ее для прокладки своих кабелей. 

Эти и другие нюансы, по мнению экспертов инвестиционной компании «Драгон капитал», дают основания говорить, что справедливая стоимость "Укртелекома" – около 14 млрд. грн.

Но правительство и ФГИ готовы не гнаться за максимальной ценой (стартовая – /> утверждена в 10,5 млрд. грн.), чтобы обеспечить полную социальную защиту, как коллектива предприятия, так и потребителей социально значимых услуг: сельской телефонии и проводного радио на том уровне, на котором она есть теперь. Еще одной «нагрузкой» для инвестора будет задание подготовить и возвратить в собственность государства систему спецсвязи. Выполнить эту задачу нужно за три года. 

«Вполне справедливо, когда в обмен на определенные привилегии, которые новые собственник получает с покупкой «Укртелекома», и не максимально высокую стартовую цену, государство требует сохранения социальных программ, — говорит эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. – Сами по себе они могут быть убыточными, но их убыточность будет покрываться за счет прибыльности от преимуществ, скажем, 3G-связи, Интернет-базы, кабельных каналов и т.д. Вообще, то, что «Укртелеком» продается с лицензией на 3G-связь и Интернет-составляющей, делает его на порядок привлекательнее. А ведь еще недавно стоял вопрос о том, чтобы продавать без этих двух «фишек», которые могут обеспечить собственнику гарантированную большую прибыль». 

Не удивительно, что две трети условий приватизации посвящены именно социальным вопросам. Так, покупатель "Укртелекома" не может сокращать рабочие места и расторгать трудовые договора с работниками предприятия. Он не должен допустить уменьшение размера среднемесячной заработной платы, которая была средней в течение года на момент приватизации. Не говоря уже о появлении задолженности по заработной плате и социальным выплатам. Ему придется тратить деньги на охрану труда (не меньше 0,5% суммы реализованной продукции и предоставленных услуг), на объекты социальной сферы (базы отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря) – не ниже уровня 2010 года. А так же не забывать о медицинском страховании и горячем питании сотрудников. 

«Все требования к сохранению нынешних социальных стандартов на «Укртелекоме» — конституционны, — говорит Юрий Гаврилечко, — так как по Конституции нельзя принимать решения, ухудшающие положение граждан. И очень хорошо, что, в отличие от предыдущих приватизационных конкурсов, здесь тщательно расписана социальная составляющая обязательств будущего собственника «Укртелекома». Сохраняются рабочие места и гарантируется своевременная выплата зарплата. Сейчас, когда долги по зарплате на госпредприятиях не уменьшаются, а кое-где даже заметно растут, очень важно, чтобы сотрудники не пострадали в результате приватизационного процесса, инициированного правительством. 

Кроме того, инвестору вменяется в обязанность сохранить рекреационную социальную структуру, находящуюся на балансе «Укртелекома», и использовать ее по прямому назначению, что немаловажно, когда очень немногие могут позволить себе купить путевки в санатории или дома отдыха за полную стоимость. Следует особо отметить тот факт, что должны быть сохранены детские оздоровительные лагеря, а также система обеспечения работников «Укртелекома» горячим питанием на рабочих местах. Это позволит людям не тратить дополнительные деньги на питание, так как в ведомственных столовых нет ресторанных накруток», — подчеркнул эксперт.

Сильная социальная составляющая – главная отличительная черта нынешних условий продажи «Укртелекома». В остальном сохранились многие тезисы, предлагавшиеся и раньше. Например, ограничение на участие в приватизации компаний с госдолей более 25%, перешло в нынешнее распоряжение из документа 2008 года. Как и запрет на участие в приватизации компаний, чьи доходы от предоставления услуг связи в Украине превышают 25% рынка. Таким образом, государство предохраняет телекоммуникационный сектор от монополиста. 

Но, что должно быть особо приятно потенциальным покупателям: их не загружают целым ворохом рекомендаций на тему, как им вести бизнес. Никаких запутанных инвестобязательств здесь нет. Лишь ориентиры – по итогам третьего года владения госпакетом нужно вывести предприятие в ряды рентабельных, а так же вернуть недополученные бюджетом дивиденды за 2007 год. 

По мнению председателя Фонда госимущества Александра Рябченко, от предрассудка, что чиновник лучше знает, как управлять приватизированным предприятиям, давно было пора отказаться. «Правильная приватизация – это, когда государство с одной стороны демонстрирует уважение к инвестору как профессионалу, с другой защищает интересы своих граждан», — отмечает он. 
 

Читайте также по теме