«Укрзализныця» достигла дна?

Руководство Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» констатирует падение объемов прибыльных грузовых перевозок в период кризиса до критической отметки и предлагает в качестве традиционного рецепта спасения принятие нового сборника тарифов. Однако, по мнению экспертов, ожидаемый от этого рост доходов железнодорожного монополиста не приведет к росту благосостояния компании из-за установившихся в ней «нецелевого расходования средств и неэффективной структуры управления».

Как сообщило недавно руководство «Укрзализныци», падение объемов грузовых ж/д перевозок в минувшем месяце составило 29% и, как констатировал заместитель генерального директора компании Виктор Черный, превратилось в устойчивый фактор, появившийся с началом кризиса. В частности, начиная с IV квартала прошлого года, спад, происшедший в результате крайне ослабленной востребованности услуг «Укрзализныци» их основными потребителями – металлургами и «химиками», держится, по информации г-на Черного, на уровне 30%. Что позволило руководству «Укрзализныци» сделать вывод о том, что компания «достигла дна» в снижении собственной активности. При этом, как отметил г-н Черный, сделать прогноз относительно того, когда она «от него оттолкнется, пока сложно».

На сегодня ясно одно, что вследствие общего сокращения грузопотока «Укрзализныця» уже потеряла примерно 3,5 млрд грн. И, дабы как-то восполнить возникшую брешь или, по крайней мере, воспрепятствовать ее увеличению, руководство Министерства транспорта и связи Украины решило прибегнуть к традиционному рецепту – повышению тарифов на грузовые перевозки. Впрочем, формально об этом речь не идет, поскольку данная мера в период кризиса вряд ли могла бы найти каких-то сторонников. Однако по сути, как считают эксперты и потребители, именно это и произойдет в случае введение в действие норм нового сборника железнодорожных тарифов, запланированное на 1 мая нынешнего года.

О том, что это данное событие состоится уже сообщил министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский. Так, по его словам, данный документ «прошел уже все необходимые согласования и сейчас проходит процедуру регистрации в Министерстве юстиции Украины». При этом он подчеркнул, что с вступлением в силу данного документа «все расчеты станут абсолютно прозрачными». Главный же эффект, которого Минтранссвязи ожидает от принятия подобной меры, это, конечно же, рост доходов самой «Укрзализныци» на уровне 7,6 млрд грн и отчислений в Госбюджет на уровне 4,2 млрд грн.

Напомним, что на утверждении нового сборника железнодорожных тарифов руководство Минтранссвязи и «Укрзализныци» настаивает уже несколько лет подряд. Однако, по оценкам представителей Антимонопольного комитета Украины, потребителей, независимых экспертов и даже специалистов самой «Укрзализныци» ,устанавливемая им система расчетов оплаты за перевозки является экономически необоснованной. А потому – до сих пор ни одна из предложенных Минтранссвязи версий данного документа не получила окончательного утверждения.

Что же касается последней редакции, то она, по оценкам главных потребителей услуг «Укрзализныци» – представителей химической и металлургической промышленности, является наиболее одиозной. Так, по словам президента Союза химиков Алексея Голубова, «в соответствии со сборником, стоимость перевозки химической продукции увеличивается от 73% до 100%». В частности, это вызвано тем, что в основу расчетов суммы платы за перевозки заложен принцип определения тарифа по фактическому расстоянию, а не по кратчайшему; что в нее включена плата за пользование вагонами, которая должна входить в так называемую вагонную составляющую тарифа и так далее. Наряду с этим представители Федерации металлургов Украины отмечают, что, кроме этого, «в тарифах сборника учтены все фактические общемировые потери – от неудовлетворительной организации перевозок, от пассажирских перевозок; а также расходы на начально-конечные операции, которые не выполняются железными дорогами, на инвестиции, благотворительную деятельность и другое».

Тем не менее, даже в том случае, если данный сборник тарифов все-таки будет принят, как считают эксперты, обусловленный этим рост доходов «Укрзализныци» не пойдет ей впрок. В первую очередь потому, что никогда не испытывая недостатка в средствах, компания работала все менее и менее эффективно из-за растущего числа злоупотреблений. В целом же, как считает Председатель Главного контрольно-ревизионного управления Украины Николай Сивульский, главной причиной неуклонного снижения эффективности в деятельности «Укрзализныци», как и остальных государственных монополий, является их холдинговая структура, при которой почти невозможны ни контроль ответственности, ни оперативное принятие решений. И именно поэтому в течение последних трех лет, напоминает глава КРУ, управление настоятельно рекомендует проведение реструктуризации компании. В свою очередь секретарь Транспортного комитета Верховной Рады Украины Николай Ковзель отмечает, что «Укрзализныця» действительно нуждается в финансовом оздоровлении и принятии комплекса мер, направленных на повышение эффективности ее хозяйственной деятельности. Однако, в отличие от г-на Севульского, по мнению нардепа было бы достаточно просто «остановить нецелевое расходование средств и внедрить эффективную систему управления» в компании, а не менять ее структуру.

 

Читайте также по теме