Никита Бегаль
07:00 29/01/2019

«Укрзализныця»: почему опять дорожают билеты

В этом году пассажирам придется раскрыть кошелек шире, поскольку «Укрзализныця» опять решилась на индексацию билетов…

Как сообщили в железнодорожной администрации, подорожание проездных документов для поездов внутреннего сообщения произойдет в два этапа. Первый этап состоится в апреле: билеты вырастут в цене на 12%. А второй — в октябре: стоимость билетов возрастет еще на 12%.

Помимо этого, весной «Укрзализныця» намерена дополнительно откорректировать тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа в поездах международного сообщения. Диапазон повышения — от 13% до 21% в зависимости от категории поезда и типа вагона.   

Надо добавить, что все это будет происходить наряду с сезонными колебаниями стоимости билетов.

Собственно, перемены пассажиры уже начали ощущать, ведь с 15 января пересмотрена стоимость постельного белья и чая.

Так, в вагонах СВ и РИЦ комплект постельного белья отныне стоит 60 гривен, а в купейных и плацкартных вагонах — 50 гривен. Также «Укрзализныця» установила ​​единую цену на чай, кофе и бутылку воды объемом 0,5 л — 10 гривен. До подорожания единая цена на все напитки составляла 8 гривен.

Напомним, последний раз компания повышала стоимость билетов осенью прошлого года. В целом, в 2018  году тарифы для пассажиров выросли на 25%. Тогда железнодорожники объяснили подорожание инфляционными процессами и ростом цен на энергоносители. В этом году причины  не поменялись. В компании говорят, что цены выросли и на электроэнергию, и на дизельное топливо, и на сырье, и на всю номенклатуру товаров, которая нужна железной дороге. Доходы от продажи билетов, как обещают в «Укрзализныце», пойдут на развитие пассажирской инфраструктуры.

Как бы то ни было, пассажирские перевозки остаются неприбыльным направлением компании. Железнодорожники подсчитали, что в течение следующих пяти лет необходимо 111,4 млрд гривен на покрытие убытков и капитальные инвестиции в пассажирскую логистику.

И это несмотря на то, что компания обеспечивает 50% поездок граждан, осуществляемых всеми видами транспорта. Только в этом году железная дорога планирует перевезти более 200 млн пассажиров. Однако факт остается фактом: сегодня «Укрзализныця» зарабатывает и показывает прибыль благодаря грузовым перевозкам. Пока еще не обнародованы финансовые результаты работы «Укрзализныци» за 2018 год, однако, согласно отчету Министерства экономического развития и торговли, в первом полугодии 2018 года компания почти в 4 раза увеличила чистую прибыль с 0,12 млрд  до 0,47 млрд гривен.

Согласно проекту финансового плана предприятия на 2019 год, грузовые перевозки должно принести около 89 млрд гривен дохода, а пассажирские —  10,3 млрд гривен.

То есть, как видим, удельный вес доходов от перевозок пассажиров в доходах общей логистики составляют всего лишь 10%.

И тут, безусловно, присутствует факт перекрестного субсидирования, когда пассажирское хозяйство субсидируется за счет грузового.

К слову, в текущем году рост тарифов ждет и промышленных грузоотправителей. Ожидается, что тарифы на перевозку грузов будут повышаться 4 раза в течение года (1 февраля на 16,6%, с 1 апреля – на 2,5%, с 1 июля – на 5% и с 1 октября — на 7,5%).

Глава объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков, выражающий интересы предприятий ГМК, в СМИ заявил, что доходы от роста тарифов направят на заработные платы.

«Сейчас в структуре себестоимости «Укрзализныци» заработная плата составляет более 50%. В европейских компаниях (Польша, Чехия) — это 32%-36%, никогда больше. В этом году уровень заработной платы планируется еще больше увеличить. У около 500 человек административно-технического персонала зарплата более 140 тыс. гривен в месяц. В следующем году планируется увеличить в 3,5 раза. Довольно существенно. Кроме того, члены правления «Укрзализныци» получают месячную зарплату по 2 млн гривен каждый», — сообщил он.

Эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов, комментируя дела в «Укрзализныце», сказал, что компанию, помимо прочего, тормозят старые методы хозяйствования и большая коррупционная нагрузка.

«Укрзализныцю» нельзя назвать проблемной компанией. Ее скрытые резервы достигают 5 -10  миллиардов гривен. Если убрать все коррупционные схемы на железной дороге, то не нужно повышать тарифы.  Уже молчу о том, что в «Укрзализныце» огромная социальная составляющая.  Она составляет несколько миллиардов в год. Социальные расходы компании должно компенсировать государство. В компании неоднократно заявляли, что после очередного роста тарифов улучшится качество пассажирских перевозок. Они обещали закупать по несколько сот новых вагонов для пассажирских перевозок. Но этого так и не произошло»,- сказал он.

В то же время министр инфраструктуры  Владимир Омелян на одном из своих выступлений еще в 2017 году признавался, что убытки компании от коррупции и неэффективного использования средств  могут достигать 15 млрд долларов в год. Потери, как говорят эксперты, преимущественно происходят при тендерных закупках и непрозрачном предоставлении подвижного состава и электроэнергии.   

Читайте также по теме