«Укрзализныця» опять пошла на повышение тарифов, а качество пассажирских перевозок не улучшается. Эксперты указывают, что тотальная коррупция и архаичные методы хозяйствования не позволяют железнодорожной отрасли встать на современные рельсы.
В конце мае цена железнодорожных билетов выросла на 12%. Это было первое повышение с 2014 года, но, как заявляют в «Укрзализныце», не последнее в этом году.
Второй этап подорожания ожидается уже в октябре. Он будет симметричен майскому, то есть цена увеличится еще на 12%. Таким образом, в текущем году проезд по железной дороге прибавит в цене на 25%, не учитывая текущего сезонно-календарного подорожания на 6%, которое будет упразднено в сентябре.
Среди причин нынешнего повышения тарифов называются инфляционные процессы и рост цен на энергоносители. При этом тарифы до сих пор остаются нерыночными, говорят в железнодорожной администрации, ведь себестоимость перевозки одного пассажира в поездах дальнего следования составляет 49,7 копейки за 1 пассажиро-километр, а нынешняя цена билета покрывает лишь часть затрат.
Поступления от подорожания проезда, как уверяют в «Укрзализныце», будут направлены на закупку и ремонт вагонов. Так, до конца года железнодорожники рассчитывают приобрести 54 и модернизировать 200 пассажирских вагонов различных типов. Однако эти планы, как признается министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, выглядят очень скромными на фоне накопивших в отрасли проблем.
«Вагоны если и ремонтируют, то все равно в стиле 50-х годов прошлого века, как они были тогда сконструированы. В этом году мы планируем обновить почти 200 пассажирских вагонов из тысяч. Это, конечно, не ощущается. К сожалению, 92% подвижного состава в «Укрзализныце» амортизировано. Их срок эксплуатации не заканчивается, а уже закончился», – говорит министр.
Наверное, не стоит напоминать об антисанитарии, деревянных окнах со щелями, низкой оснащенности кондиционерами и плохом сервисе в этих вагонах.
Также огорчает большая доля плацкартных вагонов, которые не отвечают современным требованиям. По прогнозам Омеляна, они могут исчезнуть в течение 5 лет, однако эксперты мало верят в это.
«У меня вызывает большие сомнения возможность отказаться от «плацкарта». В частности, где Министерство инфраструктуры возьмет на это деньги. Темпы закупок пассажирских вагонов, которые мы наблюдаем, наглядно демонстрируют, что у нас плохо обновляется состав. Нам говорят, что ежегодно закупают 200-300 вагонов, реально покупают 30 – 40», — комментирует эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.
По его мнению, даже если «Укрзализныце» удастся реализовать этот план, то это спровоцирует серьезное подорожание билетов и отток пассажиров с железной дороги.
«Сейчас часть пассажиропотока обслуживают за счет скоростных поездов Intercity: десять Hundai, две двухэтажные Skoda, 2-4 локомотивные тяги и др. Один такой поезд заменяет пять плацкартных вагонов. Вот и считайте», — отмечает Коновалов, напоминая, что парк пассажирских вагонов «Укрзализныци» исчисляется 2 930 вагонами.
Как говорят эксперты, главными проблемами железной дороги на пути преобразования остаются коррупция и старые методы хозяйствования, которые не позволяют мобилизовать скрытые резервы компании. Из-за коррупции «Укрзализныця» теряет, со слов Омеляна, 15 млрд в год, а из-за неэффективного менеджмента, недосчитывается, по оценкам экспертов, 5-10 млрд гривен.
В «Укрзализныце» продолжают процветать схемы, связанные с закупками по завышенным ценам топлива и оборудования, непрозрачными преференциями при предоставлении подвижного состава, махинациями с электроэнергией и т.д.
С 2017 года правоохранителями было открыто 40 уголовных дел, а 17 должностным лицам «Укрзализныци» объявили подозрение. Но это мало помогает делу. К примеру, по информации общественной организации «Дорога без коррупции», в этом году благодаря посреднической схеме состоялась сделка на 600 млн гривен по закупке стрелочных переводов, и это несмотря на то, что НАБУ открыла уголовное дело из-за аналогичной закупки в 2017 году.
Если бы железная дорога избавилась от коррупционной нагрузки и повысила эффективность, то сегодня она бы перекрыла убыточность пассажирского направления, которая оценивается в 10 млрд гривен в год.
Сейчас же на покрытие убытков от пассажирских перевозок направляются доходы от грузовых перевозок, чей удельный вес в прибыли общей логистики составляет 90%.
В таком положении пассажирские перевозки уязвимы, а люди обречены на постоянное подорожание билетов из-за стихийных явлений в экономике.
К слову, после 2019 года тарифы на пассажирские перевозки вырастут еще на 30%. По крайней мере, такой сценарий зафиксирован в правительственном «Прогнозе экономического и социального развития Украины на 2019-2021 годы».