По самым скромным подсчетам, уже в первом квартале будущего года тарифы на пригородные перевозки, осуществляемые «Укрзализныцей», вырастут на 15-20%. Таким образом руководство государственной администрации железнодорожного транспорта Украины планирует не только залатать дыры в собственном бюджете, но и в значительной степени обновить и модернизировать подвижной состав. Именно последний аргумент должен нивелировать недовольство пассажиров резким повышением цен на билеты.
А в том, что это повышение действительно будет резким и крайне ощутимым для пресловутого среднестатистического пассажира, нет никаких сомнений. Как утверждают эксперты, для того, чтобы хоть как-то поддерживать нормальную работу структуры, «УЗ» необходимо увеличить стоимость проезда в региональных поездах в 6 (!) раз. На недавней пресс-конференции в Киеве
Спасти, конечно, может; но спасет ли? Характеристика, данная Гудковым тому же «подвижному составу», далеко не отражает реального положения вещей. Как утверждают независимые эксперты, электро- и дизель- парк украинских железных дорог изношен практически полностью. «По многим направлениям курсируют поистине поезда-призраки, — сказал ГолосUA аналитик транспортного сегмента Юрий Костюченко. – Конечно, им пытаются делать косметический ремонт, и в отличие от «лихих девяностых» вагоны не курсируют без окон-дверей, но для их серьезного ремонта, а еще лучше – покупки новых аналогов денег нет». И вот если учесть стоимость только одного пассажирского вагона, произведенного, скажем, в Луганске, для хотя бы частичной модернизации парка «Укрзализныце» понадобится повысить стоимость проезда не в шесть, а, по меньшей мере, в 15-20 раз. Прекрасно осознавая невозможность подобных, мягко говоря, непопулярных методов, в «УЗ» прибегли к политике «постепенного тарифного изменения». «Необходимо понимать, что пригородные перевозки — социальны и значительно повысить тариф невозможно, однако рост тарифов, безусловно, должен быть», — подчеркнул, в частности, Гудков. «Нужно понимать, что это – вынужденная мера, — сказала ГолосUA юрист «УЗ» Дмитрий Александрович. – Железная дорога в любом государстве – быстро развивающийся механизм, требующий немалых затрат». Следует особенно отметить, что руководство «Укрзализныци» неоднократно обращало внимание общественности на положение дел в отрасли за рубежом. Не обошлось без сравнения и на сей раз. «К примеру, тариф на перевозку пассажиров на расстояние 20 км стоит 4,5 гривен, на расстояние 150 км — 12 гривен, что в 1,5 – 4 раза меньше, чем железнодорожные тарифы в России, — говорится в специальном заявлении ведомства. — Перевозки в пригородном секторе убыточны по своей природе, однако решать проблему нужно сообща».
Что значит «сообща» — не объясняется. В то же время стало известно, что, наряду с изменением тарифной сетки в системе пассажиропотока, украинские железные дороги повысят тарифы и на доставку грузов. Согласно официальной информации, для предотвращения дефицита намерена инициировать приведение платы за пользование грузовыми вагонами к экономически обоснованному уровню. «С целью недопущения обострения дефицита грузовых ресурсов «Укрзализныця» предложит правительству привести ставки платы за пользование грузовыми вагонами к экономически обоснованному уровню», – говорится в сообщении «Укрзализныци». И – далее по тексту: «Дополнительные финансовые поступления от индексации составят 3,6 млрд гривен. Эти средства – минимальный объем, необходимый на поддержание инфраструктуры. В него не заложены потребности на инфраструктурное развитие и закупку подвижного состава». По словам начальника Главного коммерческого управления «УЗ» Юрия Меркулова, железная дорога была поставлена перед необходимостью сдерживать рост грузовых тарифов с 2008 г. В текущем году перевозчик инициировал повышение тарифов на 21%, однако соответствующее предложение не было поддержано государством. Надежды – на будущий финансовый год.
Похоже, именно будущий финансовый год и покажет, насколько больно ударят реформы «Укрзализныци» по пассажирам и заказчикам. Сейчас об этом остается только гадать…