Димитрий Бабич
18:00 05/12/2012

«Укрзализныця» ударит по пассажирам ценами?

По самым скромным подсчетам, уже в первом квартале будущего года тарифы на пригородные перевозки, осуществляемые «Укрзализныцей», вырастут на 15-20%. Таким образом руководство государственной администрации железнодорожного транспорта Украины планирует не только залатать дыры в собственном бюджете, но и в значительной степени обновить и модернизировать подвижной состав. Именно последний аргумент должен нивелировать недовольство пассажиров резким повышением цен на билеты.

А в том, что это повышение действительно будет резким и крайне ощутимым для пресловутого среднестатистического пассажира, нет никаких сомнений. Как утверждают эксперты, для того, чтобы хоть как-то поддерживать нормальную работу структуры, «УЗ» необходимо увеличить стоимость проезда в региональных поездах в 6 (!) раз. На недавней пресс-конференции в Киеве

color="#000000">
face="Georgia"> первый заместитель начальника Главного управления пригородных пассажирских перевозок железнодорожного транспорта Александр Гудков, как бы между прочим, констатировал, что только за последние пять лет «Укрзализныця» получила в этой сфере 2 миллиарда гривен чистой прибыли; из них 1,3 миллиарда от так называемых «платных пассажиров». В то же время, по словам чиновника, расходы на указанные перевозки превысили сумму в 16 миллиардов гривен. Дальше – больше. Отмечая состояние подвижного состава, Гудков заявил, что парк электропоездов «УЗ» изношен на 81,5% , а дизельных поездов – на 93%. По его мнению, от краха отрасль может спасти лишь четкая система дополнительных финансовых вливаний, предусматривающая изменение ценовой политики.

Спасти, конечно, может; но спасет ли? Характеристика, данная Гудковым тому же «подвижному составу», далеко не отражает реального положения вещей. Как утверждают независимые эксперты, электро- и дизель- парк украинских железных дорог изношен практически полностью. «По многим направлениям курсируют поистине поезда-призраки, — сказал ГолосUA аналитик транспортного сегмента Юрий Костюченко. – Конечно, им пытаются делать косметический ремонт, и в отличие от «лихих девяностых» вагоны не курсируют без окон-дверей, но для их серьезного ремонта, а еще лучше – покупки новых аналогов денег нет». И вот если учесть стоимость только одного пассажирского вагона, произведенного, скажем, в Луганске, для хотя бы частичной модернизации парка «Укрзализныце» понадобится повысить стоимость проезда не в шесть, а, по меньшей мере, в 15-20 раз. Прекрасно осознавая невозможность подобных, мягко говоря, непопулярных методов, в «УЗ» прибегли к политике «постепенного тарифного изменения». «Необходимо понимать, что пригородные перевозки — социальны и значительно повысить тариф невозможно, однако рост тарифов, безусловно, должен быть», — подчеркнул, в частности, Гудков. «Нужно понимать, что это – вынужденная мера, — сказала ГолосUA юрист «УЗ» Дмитрий Александрович. – Железная дорога в любом государстве – быстро развивающийся механизм, требующий немалых затрат». Следует особенно отметить, что руководство «Укрзализныци» неоднократно обращало внимание общественности на положение дел в отрасли за рубежом. Не обошлось без сравнения и на сей раз. «К примеру, тариф на перевозку пассажиров на расстояние 20 км стоит 4,5 гривен, на расстояние 150 км  — 12 гривен, что в 1,5 – 4 раза меньше, чем железнодорожные тарифы в России, — говорится в специальном заявлении ведомства. — Перевозки в пригородном секторе убыточны по своей природе, однако решать проблему нужно сообща».

Что значит «сообща» — не объясняется. В то же время стало известно, что, наряду с изменением тарифной сетки в системе пассажиропотока, украинские железные дороги повысят тарифы и на доставку грузов. Согласно официальной информации, для предотвращения дефицита намерена инициировать приведение платы за пользование грузовыми вагонами к экономически обоснованному уровню. «С целью недопущения обострения дефицита грузовых ресурсов «Укрзализныця» предложит правительству привести ставки платы за пользование грузовыми вагонами к экономически обоснованному уровню», – говорится в сообщении «Укрзализныци». И – далее по тексту: «Дополнительные финансовые поступления от индексации составят 3,6 млрд гривен. Эти средства – минимальный объем, необходимый на поддержание инфраструктуры. В него не заложены потребности на инфраструктурное развитие и закупку подвижного состава». По словам начальника Главного коммерческого управления «УЗ» Юрия Меркулова,  железная дорога была поставлена перед необходимостью сдерживать рост грузовых тарифов с 2008 г. В текущем году перевозчик инициировал повышение тарифов на 21%, однако соответствующее предложение не было поддержано государством. Надежды – на будущий финансовый год.

Похоже, именно будущий финансовый год и покажет, насколько больно ударят реформы «Укрзализныци» по пассажирам и заказчикам. Сейчас об этом остается только гадать…

Читайте также по теме