Красоту погубить нельзя, но чудесное озеро — можно. Это нерадостное мнение подтверждают события, происходящие вокруг Шацкого национального природного парка в Волынской области. Причем вопрос здесь встал ребром: жить или нет заповеднику, известному на весь мир своим комплексом красивейших озер?
ВОЛЫНСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА ПОД УГРОЗОЙ
Между Украиной и Беларусью разгорелся экологический конфликт. Нет, он практически полностью и не затухал. Он то немного затихал, то с новой силой разгорался. В чем тут суть? По мнению украинских ученых, освоение белорусского мелового месторождения «Хотиславское» крайне негативно влияет на уровень воды в Шацких озерах, в которые входит и уникальное озеро Свитязь.
Специалисты считают, что в результате разработки этого белорусского карьера Шацкие озера могут обмелеть и вовсе исчезнуть. Поэтому, по мнению ученых, есть основания говорить о нарушении Минском ряда международных конвенций, запрещающих действия, которые могут привести к изменению экологии. Белорусская власть, со своей стороны, заявляет, что все риски от добычи мела в карьере учтены и минимизированы.
Однако, угроза экологии очевидная. Фронт работ белорусских бизнесменов располагается в тридцати километрах от озерного заповедника и Шацкого национального природного парка. Волынская жемчужина погибнет, утверждают ученые Украины, так как произойдет сбой в системе подземных вод и в карстовые пустоты уйдет вода всех озер заповедника, а их около тридцати. Плановый водоотвод при осушении карьера по проекту в первый год разработки должен был составлять 10 тысяч кубических метров высококачественной воды в сутки с последующим наращиванием мощностей в четыре и пять раз. Такой размах отвода воды может «опустынить» на территории Волынской области более 40 тысяч сельскохозяйственных и лесных угодий, в том числе 12 тысяч гектаров мелиоративных земель. В зону негативного влияния карьера попадает 11 сел, в колодцах которых тоже исчезнет вода.
Ученые Института гидротехники и мелиорации Украинской академии утверждают, что в зоне предполагаемого влияния Хотиславского карьера и на территории Шацкого национального природного парка целесообразно возобновить в полном объеме систему мониторинга, на который понадобится не менее 250 — 300 тысяч гривен, и вести переговоры о предотвращении крупной экологической катастрофы на уровне двух государств.
ОЗЕРО СВЯТОЕ «ОПУСТОШАТ»
Нельзя сказать, что проблема Шацких озер совсем не беспокоит центральное и местное руководство. Время от времени этот вопрос поднимается в депутатских запросах на имя Премьер-министра и министра, отвечающего в нашей стране за экологию. Не раз эту тему в своих выступлениях и запросах поднимали представители Компартии Украины. А в Луцке проводятся – причем, как при старой власти, так и при новой, – заседания и совещания, призванные привлечь внимание государственных мужей и общественность к спасению уникального природного заповедника. В свое время тут проходили даже общественные слушания по этому вопросу, в которых принимали участие представители власти, ученые, руководители профильных предприятий, украинские и белорусские деловые круги.
Характерно, что украинская сторона все время пытается показать белорусской, к чему может привести продолжение работы Хостиславского карьера, а белорусская с не меньшим упорством пытается доказать, что «все хорошо, прекрасная маркиза». Невольно подумаешь, будь у наших стран какой-то общий – надправительственный — управляющий орган, он бы точно не позволил одним губить природные ресурсы других. Но чего уж тут говорить – ресурсы эти спасать нужно.
Тем более, как явствуют выводы украинской стороны, негативное влияние карьерного водоотлива на прилегающую к месторождению территорию Украины не вызывает сомнений даже у разработчиков отдела оценки воздействия на окружающую среду. По данным моделирования, ожидаемое сокращение подземного питания только озера Святое до 2029 года достигнет 45%. А вывод о том, что применение природоохранных компенсационных мероприятий под контролем мониторинговых исследований позволит свести негативное влияние на окружающую среду к «умному минимуму», является сомнительными.
В то же время, как говорят эксперты, за 30 лет работы Хотиславского карьера планируется выкачать десятки миллионов кубов воды (на каждый добытый кубометр мела будет откачиваться 10 кубометров воды), что соразмерно с третью водных ресурсов Волыни! Закономерно возникает вопрос о качестве откачиваемых вод, системе их очистки, водоприемнике сбрасываемых вод из карьера.
БОЛЬШОЙ БИЗНЕС, ОТКРОЙ ГЛАЗА
Так что же делать в этой ситуации? Прежде всего, нужно помнить, что экология не имеет границ. Поэтому в такой ситуации, как с Шацким национальным природным парком, необходимо согласовывать действия разных стран. Спрашивается: почему раньше все же удавалось убеждать белорусскую власть в том, что разработка такого карьера несет большую потенциальную угрозу и для Шацких озер, и для всего региона, где сконцентрированы немалые запасы пресной воды и берут начало многие реки? Потому что было взаимопонимание и большой бизнес не заставлял закрывать глаза на явные экологические нарушения. А сейчас мы живем в такое время, когда деньги застят глаза многим людям, особенно во власти.
Необходимо создавать не только промышленный и финансовый капитал, но и природный, то есть, вкладывая средства в экологию, мы не только сбережем природу, но и создадим нормальные условия для развития того же промышленного и финансового капитала. /> А разработки таких карьеров — это необратимая утрата природного ресурса. Поэтому , прежде всего, нужно создать общественную атмосферу в наших странах, которая не позволяла бы бизнесу разрушать природные богатства. Ведь подобные бизнесовые проекты несут большую угрозу природным ресурсам, на которых основывается жизнь многих людей. Тем более, что выгоды, которые белорусские бизнесмены получат от разработки карьеров, совершенно не стоят того существенного ущерба, который они нанесут нашей природе, в частности, Шацкому национальному природному парку.