Управляющие компании: Реформа ЖКХ или очередная схема обогащения чиновников

В 2015 году в Киеве были созданы КП «Управляющие компании по обслуживанию жилого фонда». В КГГА заявили, что это сделано ради реформирования ЖКХ-сферы. Но есть факты, подтверждающие, что новшества внедрялись ради заработка коммунальщиков, которым в дальнейшем  украинцам придется платить абонплату за обслуживание внутридомовых (придомовых) сетей. Корреспондент ГолосUA предлагает свою версию этапов внедрения схемы обогащения путем создания нелегитимных коммунальных предприятий.

Никто ничего не заметил

В один из дней за период с 2014 по 2017 годы киевляне вдруг получили квитанции на оплату обслуживания домов и придомовых территорий не от коммунального предприятия «Дирекции», а от структуры с другим названием и функциями – КП «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда».

Так в каждом районе Киева появилась своя «Управляющая компания», а уставы этих структур были размещены на сайте городской администрации.

Киевляне в соцсети при обсуждении этой темы сообщили, что для них появление новой коммунальной структуры, обслуживающей жилые многоэтажки, было новостью. Просто в один прекрасный день жильцы домов, к примеру, в Соломенском районе стали получать платежки с названием другой организации. Людей никто не предупреждал, что произойдут такие перемены.

При этом долги расформированных предприятий новой структуре не были переданы, сообщила эксперт в сфере управления жилой недвижимостью Алла Радивиловская. 

«В октябре-ноябре 2014 тихо слили КП «Дирекции» и создали другие юридические лица КП «Керуючі компании» и тихо напечатали квитанции уже на их счета. Остался повисшим вопрос: почему долги перед предыдущими предприятиями перекочевали в платежки от нового, но кредиторка осталась прежним "умирающим конторам"? Народ ничегошеньки не понял и пошел по привычке платить по новым платежкам, хотя ни договоров с потребителями, ни утвержденных тарифов у этих предприятий не было», — описала ситуацию она.

И эта информация об отсутствии долгов подтверждается таблицей с перечнем новых предприятий, обслуживающих дома в Киеве. Список этих предприятий опубликован по ссылке. http://dzki.kievcity.gov.ua/files/2017/11/21/Upravuteli_budunkiv_01.11.2017.PDF

Судя по таблице, у «Управляющих компаний» действительно нет долгов. Хотя, если они были созданы взамен КП «Дирекций», у которых были долги перед другими коммунальными структурами (за свет, газ, водоотведение, водоснабжение, канализацию), то в уставе «Управляющих компаний» должно быть написано, что они являются правопреемниками ныне неактуальных «Дирекций», пояснила ГолосUA юрист Любовь Демеева. Ведь новые структуры получали платежи от пользователей услуг на все те же банковские счета, говорит эксперт в сфере управления жилой недвижимостью Алла Радивиловская.

Но в уставах «Управляющих компаний» — например, в уставе организации  https://kyivcity.gov.ua/done_img/f/РКМДА-08-06012015.PDF, обслуживающей многоэтажки в Святошинском районе – нет ни слова о том, что «Управляющая компания» является правопреемником КП «Дирекция».

Вообще, в том уставе написано нечто, что мало совпадает с объективной реальностью. Например, что основателем предприятия является «громада». И, кстати, в том уставе не указано, что «Управляющая компания» стала правопреемником «Дирекции».

Возникает вопрос: как могла «громада», то есть мы с вами, основать предприятие, если жильцы домов даже не знали, что это предприятие будут регистрировать, спрашивает юрист Андрей Меркулов. На вопрос «Зачем это нужно?» юрист отвечает: «А затем, что если кто-то из пользователей услуг попытается оштрафовать предприятие за неоказание услуги или предоставление услуги в неполном объеме, это затянет процесс ликвидации предприятия. То есть у чиновников, которые его создавали, возникнут проблемы с обналичиванием средств на счетах предприятия».

Он также сообщил ГолосUA версию, что КП «Управляющие компании» создавались совсем не для реформирования ЖКХ-сферы Киева, а для того, чтобы коммунальные компании, подконтрольные властям, могли заработать больше, чем раньше.

Бизнес по обслуживанию придомовых сетей

Если вы, как пользователь горячей, холодной воды, газа, канализации, электричества в многоэтажке, мало интересуетесь сроками эксплуатации труб, систем вентиляции, другими элементами инфраструктуры дома, это не значит, что инженерная тема серая и неинтересная.

«Эта тема интересна тем, кто может на ней заработать. А заработать на внутридомовых (придомовых) сетях с принятием закона о ЖКХ в 2017 году могут коммунальщики, которые оказывают различные коммунальные услуги, потому что с 2018 года эти структуры будут получать не только оплату за воду, газ, электричество, но также абонентскую плату», — сообщил юрист А. Меркулов.

«С 2018 года вводится абонплата (кроме поставок газа и света), в состав которой будет входить возмещение расходов поставщика на распределение услуги, сбор денег с абонентов, а также на обслуживание индивидуальных счетчиков (например, за отопление). Предельный размер абонплаты должен определить Кабмин. В случае с коллективными договорами такой платы нет, так как поставщик услуги не несет расходов по обслуживанию тысяч абонентов, а работает только с одним представителем от дома. Но и это еще не все. При поставках по индивидуальным договорам вводится также плата за содержание и ремонт внутридомовых сетей (от входа в дом до квартиры). Размер ее, как и абонплаты, также должен позже определить Кабмин», — прокомментировал законодательное новшество юрист Роман Дробоцкий.

Вы, как читатель, наверное, спросите: как же связь между  заменой КП «Дирекций» в Киеве на КП «Управляющие компании по обслуживанию жилого фонда»? Почти прямая и многолетняя. Доказать это поможет небольшой экскурс в хронику сессий Киевсовета.

Как говорится в стенограмме заседания киевских депутатов от 14 мая 2015 года, которой располагает ГолосUA, уже в тот день и. о. мэра Киева Петр Пантелеев упомянул о внутридомовых сетях как отдельном элементе услуг коммунальщиков.

«Что касается придомовых сетей. Сейчас придомовые сети обслуживаются за счет квартирной платы. У нас есть составляющая и определенные средства мы платим именно за эти услуги. Предусмотрено это форматом подходов к формированию тарифов. Это законодательная инициатива, она сейчас прорабатывается», — сказал он.

Судя по всему, речь шла именно об этом законе по ЖКХ, принятом во втором чтении в ноябре 2017 года. Законе, который вводит оплату за внутридомовые (придомовые) сети. Законе, который позволит заработать коммунальщикам. Как говорят бизнесмены: если хочешь заработать на пустом месте, поставь на общедоступной дороге шлагбаум…

А в 2017 году во время телеэфира «Народ против», записью которого располагает ГолосUA, заммэра Киева П. Пантелеев заявил следующее: «Мы практически оставляем один на один собственника квартиры с компанией, которая будет выбрана по конкурсу. И сколько бы мы с вами не говорили, суммы в платежках не изменятся… Но есть программы, в которых граждане путем небольших взносов могут установить счетчики и на 20-30% уменьшить стоимость услуг. Нужно на законодательном уровне утвердить программы модернизации».

Во время того же телеэфира «Народ против» экс-министр жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей  Кучеренко заявил, что у КГГА нет законных договоров на оказание услуг по обслуживанию жилых домов. «Как можно применить санкции к «нерадивым управителям и исполнителям услуг», если нет договора?» — спрашивает юрист А. Меркулов.

И возможность привлечь к ответственности хоть «Управляющие компании», хоть другие, обслуживающие дома, сводится почти к нулю, учитывая нормы нового закона о жилищно-коммунальном хозяйстве, говорит эксперт в сфере управления жилой недвижимостью Алла Радивиловская. По ее мнению, текст нового закона о ЖКХ вносит хаос в сферу управления домами в Киеве.

«В соответствии с новым законом о ЖКХ, теперь у нас есть два блока услуг: жилищные и коммунальные. К жилищным отнесены услуги по управлению многоквартирным домом. К коммунальным: поставка и распределение электроэнергии, газа, тепла, горячей и холодной воды, водоотведения, вывоз бытовых отходов. То есть, содержание дома и придомовой территории теперь уже не коммунальная услуга, но расходы на содержание дома и придомовой территории входят в жилую услугу по управлению многоквартирным домом. Получается, что договоры с названием услуги "Содержание дома и придомовой территории", мягко говоря, с введением закона станут ничтожными. И что с этим делать, закон ответа не дает. Возникает много вопросов о легитимности работы коммунальных КП «Управляющая компания», которые ни по старому ЗУ о ЖКУ, ни по закону №417 и новому закону никто не выбирал…  А оснований платить по квитанциям вообще нет, учитывая, что не была соблюдена законная процедура с конкурсом для выбора «Управляющей компании», не было проведено собрание совладельцев дома и не были заключены договоры с этой «Управляющей компанией». А в разделе 3 ст. 9  нового закона говорится: стоимость услуги по управлению устанавливается договором, кроме случаев избрания «Управляющей компании» органами местного самоуправления. А эти органы конкурсы не проводили, и услуги по содержанию дома уже нет, а тарифы утверждались как оплата за «содержание дома», — описала ситуацию эксперт.

Этот хаос кому-то нужен, считают юристы. А экс-министр ЖКХ Украины А. Кучеренко в телеэфире 3 декабря 2017 года так и заявил: «Не Кличко управляет городом. Есть определенный теневой штат».

И, наконец, вишенка на торте: коммунальная инфраструктура Киева находится буквально в шаге от развала, поскольку с 2018 года в Украине «рулить»  обслуживанием внутридомовых сетей будут частные конторы. И если они надумают взять коммунальные сети в управление по договору концессии, с большой вероятностью эта инфраструктура будет использоваться без инвестиций в ее ремонт.

«Закон Украины «О концессии в сфере водоснабжения и теплоснабжения» таков, что я бы не советовала никакому городу в Украине в соответствии с этим законом привлекать частного инвестора – пока мы, депутаты, не изменим этот закон. В этом законе нет прозрачных механизмов возвращения инвестиций тем частным инвесторам. Сегодня по всей Украине – там, где есть договоры аренды, где есть договор концессии в жилищно-коммунальной сфере, в частности, по водо- и теплоснабжению, к сожалению, мы не увидели того, чтобы частные инвесторы привлекали инвестиции. Мы должны изменить закон», — сообщила в телеэфире 3 декабря 2017 года нардеп Алена Бабак.

Так что все призывы П. Пантелеева и компании ставить счетчики, повышать энергоэффективность домов, реформировать ЖКХ-сферу – это лишь подготовка к очередной схеме по обогащению лиц, контролирующих коммунальные предприятия. Кто они, журналисты пока не знают, а «теневой штат» ни в суд не вызовешь, ни оштрафуешь.

Читайте также по теме