Димитрий Бабич
08:14 17/07/2011

Успокоительное средство

С 1 июня нынешнего года поезда международного сообщения, следующие по украинской территории, сопровождаются преимущественно ведомственными подразделениями военизированной охраны (ВОХР). Транспортной милиции в этой схеме отводится роль блюстителей порядка на станциях и остановочных платформах. Согласно официальной информации, нововведение уже позволило в значительной степени уменьшить число правонарушений на железнодорожном транспорте и даже предупредить ряд потенциальных преступлений. Скептики утверждают обратное.

Некий Артем, 23-летний пассажир варшавского поезда, выражает искреннее удивление по поводу своего задержания. Дескать, да, порядок нарушал, встретил друга, выпил с ним в вагоне-ресторане рюмку-другую, после чего с другом подрался и случайно разбил зеркало в туалете. Но, дескать, это ведь совсем не повод для того, чтобы проводник вызвал вооруженных людей в камуфляжной форме, которые почему-то и слышать не хотят никаких объяснений и требуют сойти на ближайшей станции для дачи показаний.

Напоследок Артем, видимо, вспоминая определенные правила поведения в общественном месте и фразы из популярного кинофильма, требует «предать его в руки родной милиции». В итоге в милицию молодой человек все-таки попадает, но уже на той же ближайшей станции, где сотрудники МВД отмечают его показания, выписывают штраф и отправляют продолжать «польское путешествие» в КПЗ.

«Так с ними и надо, — со вздохом констатирует проводник Николай. – Только военизированная охрана может разобраться с хулиганами быстро и эффективно». И в качестве благодарности пожимает одному из «камуфляжных военных» руку.

Этот видеосюжет, предназначенный главным образом для служебного пользования, тем не менее, постановочным не является. На оперативных кадрах действительно видно, насколько нарушитель транспортного порядка был поражен наличием в составе не традиционного милицейского сопровождения, а сотрудников ВОХР. Как утверждают специалисты, именно так в последнее время хулиганы и дебоширы реагируют на осуществляемые военными «действия по принуждению к миру». Практика, при которой охрана порядка в поездах международного значения перешла под юрисдикцию ведомственной охраны, была введена в действие руководством «Укрзализныци» в начале июня.

По мнению экспертов, сегодня Украина, выходящая на принципиально новый европейский уровень развития, «просто обязана» усилить безопасность пассажиров на транспорте. А достичь этого можно, в первую очередь, за счет укрепления охранных структур.

«ВОХР "Укразализныци" прекрасно зарекомендовал себя на тысячах объектах, — сказал агентству «ГолосUA» юрист-транспортник Олег Спиридонов. – Ни для кого не секрет, что силами его подразделений были предотвращены как мелкие хищения грузов, так и уголовные преступления, а методы их работы изучаются даже за рубежом. Именно поэтому украинские железные дороги должны использовать потенциал принадлежащей ведомству военизированной охраны».

Следует особенно отметить, что в настоящее время отряды ВОХР полностью сопровождают составы так называемого «западного направления». Это, прежде всего, поезда «Киев-Берлин», «Киев-Варшава» и «Киев-Пшемысль». На московском направлении контроль над правопорядком осуществляется вохровцами совместно с поездными бригадами и сотрудниками транспортной милиции.

Впрочем, сокращение объема работы той же транспортной милиции сотрудники МВД на местах воспринимают скептически. Главным образом, из-за юридической коллизии. Все дело в том, что правовых оснований для охраны общественного порядка у вохровцев нет – согласно действующему законодательству, эта «патрульная функция», равно как и составление протоколов и проверка причастности того или иного лица к совершению преступления, лежит на милиционерах.

Кроме того, в преддверии проведения «Евро-2012» сотрудники милиции, включая «транспортников», проходят тщательнейшую подготовку. Правоохранители не только знакомятся с новейшими зарубежными достижениями в области раскрытия преступлений, но и разрабатывают современнейшие методики их предотвращения.

«Сведение функций транспортной милиции к обычному дежурству на станциях вряд ли можно назвать хорошей идеей, утверждает бывший милиционер, а ныне сотрудник частного сыскного агентства Александр Ищенко. – Все-таки определенный опыт у групп милицейского сопровождения есть и отказываться от него явно не стоит. ВОХР прекрасно справляется со своими обязанностями по охране грузовых поездов, но пастранс – это несколько иное поле деятельности. С другой стороны, сотрудники ведомственной охраны зачастую имеют достаточно внушительный вид и вполне могут выступать для потенциальных дебоширов успокаивающим фактором. Может быть, имеет смысл объединить возможности?».

Каким образом будут развиваться события в дальнейшем, с точностью не может сказать никто. Впрочем, рядовым пассажирам явно все равно, кто будет обеспечивать их безопасность на пути следования. Главное – чтобы это было сделано высокопрофессионально и эффективно.

Читайте также по теме
ГолосUA
08:03 02/10/2024

«Укрзализныця» возобновила движение на перегоне «Долинская-Николаев» в Николаевской области. Там производились ремонтные...