Не успел в Украине закончиться тяжелейший отопительный сезон, из которого страна вышла с рекордными долгами за жилищно-коммунальные услуги, как уже весной население ожидает сокращение социальной защиты во время пандемии. Правительство решило не останавливаться лишь на росте тарифов и вводит новые правила получения субсидий, которые сократят количество получателей помощи, а Верховная Рада отказалась вводить годовой мораторий на повышение тарифов.
«Преступление против человечности»
14 апреля правительство Украины приняло решение усилить адресность предоставления жилищных субсидий. Под этим абстрактным понятием предполагается учитывать наличие у кандидата на субсидию доходов от банковских депозитов, дивидендов от ценных бумаг, покупку иностранной валюты, пересечение границы и так далее.
«Все эти факты могут стать основанием для лишения семьи субсидии, а это дополнительные факты к тем жестким условиям, которые уже существовали, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Будут исследоваться покупки, получение наследства. Например, семья получает в наследство от родителей земельный участок. Он не приносит прибыль, а наоборот убытки. Но, тем не менее, уже по факту получения такого земельного участка семья лишается права на получение субсидий».
Такое решение Кабмина приурочено к 1 мая, дате, когда будет происходить переназначение субсидии на следующий период.
«Политика ограничения выдачи субсидий продолжается. Теперь субсидии не смогут получить те, у кого есть депозит, кто выезжал за границу, те, кто купил микроволновку и т. д. И это в период пандемии короновируса, когда многие украинцы потеряли работу и сидят без средств существования дома», – оценил такое решение правительства глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко на своей странице в фейсбук.
Мнения, что такое решение сократит количество получателей субсидий, придерживаются и другие эксперты. Особенно это скажется на тех гражданах, у кого есть депозиты.
«Доход по депозитам, как бы ни спорили, но все равно это совокупный доход, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Его логично учитывать при назначении субсидии. Другое дело, что у нас люди бедные».
Эксперт отмечает, что логика в этом решении правительства есть, но эффект от него может быть неоднозначный. К тому же, не факт, что у Минсоцполитики есть возможность администрировать проверку дополнительных доходов граждан.
Но совсем по-другому считают в Кабмине. Заместитель Министра социальной политики Виталий Музыченко обращает внимание на то, что не все, кто получил субсидию, нуждаются в такой поддержке от государства. Это показывают результаты верификации выплат субсидий.
«Например, имеем ситуацию, когда человек оформил субсидию и буквально через несколько недель почти на один миллион гривен покупает валюту. Субсидия – это адресная социальная помощь тем, кто не может, а не тем, кто не хочет платить за коммунальные услуги», – заявил Виталий Музыченко.
В правительстве сообщили, что сейчас функционирует действенная система верификации и мониторинга государственных выплат. В 2020 году была проверена правомерность получения госвыплат на общую сумму 455 миллиардов гривен, выдано 2,5 миллиона рекомендаций на проведение дополнительных проверок суммы в 1,6 миллиардов гривен. Более всего несоответствий как раз в получении субсидий – 70 % от количества всех рекомендаций. Среди наиболее распространенных нарушений: проведение госвыплаты после смерти получателя, осуществление покупки на сумму более 50 тысяч гривен, наличие в семье транспортного средства, которому менее пяти лет, получение субсидии одновременно по двум разным адресам. Таких нарушений правил получения субсидий десятки тысяч в месяц.
Однако, как всегда бывает в таких случаях ужесточения правил получения госпомощи, с водой могут выплеснуть и ребенка. Из-за злоупотреблений одних могут пострадать куда больше людей, и даже целые социальные группы, особенно пенсионеры.
«У многих пенсионеров лежат депозиты на похороны, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Забирать похоронные деньги у пенсионеров, шантажируя их субсидиями, это уже просто за гранью. То есть у бабушки лежит тысяч 40-50 на похороны, дешевле это не стоит. И они еще спрашивают, откуда у бабушки деньги, хотя депозит лежит лет 10-15, но все равно банк требует подтвердить доходы пенсионерке 75-80 лет. Это вообще какой-то маразм. С другой стороны, если у бабушки есть депозит, а мы ее лишим субсидии, за это вообще можно судить по статье преступление против человечности».
«Дискриминация по имущественному признаку»
По оценкам экспертов, новые правила получения субсидий приведут к сокращению субсидиантов еще минимум на 10 % от тех, кто получает субсидию сейчас.
«Сейчас таких получателей субсидий 3 миллиона домохозяйств, – говорит Андрей Павловский. – Хотел бы напомнить, что на конец декабря 2017 года таких домохозяйств в Украине было почти 7 миллионов. За два последних года количество субсидиантов сократилось более чем вдвое, и правительство каждый раз делает более жесткими и сложными условия получения субсидий».
Эксперт отмечает, что количество субсидиантов резко упало, когда ввели правило, что если в семье есть хотя бы один человек, который более двух месяцев не платит ЕСВ и официально не зарегистрирован как безработный, то вся семья теряет право на субсидию. В первую очередь это ударило по семьям трудовых мигрантов за рубеж, которые в 2020 году пересчитали в Украину чуть более 12 миллиардов долларов, что поддержало экономику страны.
«Цель правительства всячески любыми способами сократить количество тех, кто имеет право на получение субсидий, – говорит Андрей Павловский. – Я понимаю, это груз для бюджета, потому что десятки миллиардов гривен идут на субсидии, но, с другой стороны, этот вопрос необходимо решать принципиально по-другому. Или нужно наводить порядок с тарифами, чтобы они были подъемными для семейного бюджета, или каким-то образом менять приоритеты развития экономики. Чтобы у нас экономика развивалась быстрыми темпами, чтобы это позволило поднять доходы наших семей таким образом, чтобы они больше не обращались за государственной милостыней, как называют субсидии, а их зарплат и пенсий хватало бы самостоятельно оплатить за коммунальные платежи».
На 2021 год бюджет субсидирования населения на оплату коммуналки составляет 36,6 миллиардов гривен. С каждым годом он сокращается. В 2020 году на субсидии было рассчитано 39,3 миллиардов гривен. Если сократится количество получателей в указанных масштабах, то можем ожидать экономию в несколько миллиардов гривен.
Поможет правительству в деле сокращения субсидиантов еще одна опция – отмена деятельности и полномочий комиссий по назначению жилищных субсидий, созданных местными органами власти.
«Мне кажется, что это может иметь даже больший негативный эффект. Под него могут попасть спорные ситуации и реально малообеспеченные люди», – отмечает Дмитрий Марунич.
Указанные комиссии на местах рассматривали отдельные исключительные случаи предоставления субсидий, которые возникают у людей из-за тяжелых жизненных обстоятельств.
«Например, была более-менее обеспеченная семья, а кто-то тяжело заболел, и семья вынуждена все свои доходы и сбережения тратить на лечение, – рассказывает Андрей Павловский. – Или произошел пожар или другая техногенная беда. Семья осталась без имущества и без доходов. В таких случаях в качестве исключения, даже если было определенное имущество, недвижимость, то эта местная комиссия позволяла получать субсидии. Или если в доме более 200 метров, то также лишают права на субсидию. Иногда останется один пенсионер, все остальные умерли, а он живет в доме 300 метров, и ему на этот дом отказываются давать субсидию. Или квартира больше 120 метров. Для этого была эта специальная комиссия, а сейчас правительство ее ликвидирует. Фактически будут жестко наказывать, отбирать субсидии без любых исключений, без оглядки на жизненные обстоятельства. Цель одна – резко сократить количество тех, кто имеет право на субсидию».
Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко считает, что вообще нельзя использовать имущественные критерии для назначения субсидий. Этот принцип может быть не всегда корректен.
«В целом все эти имущественные признаки очень сомнительные, – говорит эксперт. – Согласно Конституции, не может быть дискриминации по любому признаку, по имущественному положению в том числе. Фундаментальная проблема в том, что люди, пока работают, имеют возможность заработать и составляют свой уровень жизни, но как только человек выходит на пенсию, то оказывается, что уровень пенсии не соответствует тому уровню жизни. Человек купил квартиру, автомобиль, а на пенсию содержать и эту квартиру тяжело, и вам не дадут помощь, если автомобиль моложе пяти лет. Почему так? Для людей автомобиль может быть средством существования. Дискриминация по имущественному признаку сомнительна с конституционной точки зрения, и она абсолютно негуманна. Выходит так, что как только человек вышел на пенсию, он тут же должен распродавать все, что он заработал за всю жизнь».
«У них не стоит задача думать об украинцах»
Неприятные новости для претендентов на субсидию и ее получателей всегда приходят после отопительного сезона, когда население может немного расслабиться после затратного периода. Например, год назад была увеличена на треть доля обязательного платежа за коммуналку – с 10 до 15 %. А сейчас еще одна порция норм, отсеивающих получателей государственной помощи. Это происходит в то время, когда задолженность населения за коммунальные услуги выросла до рекордной суммы – более 82 миллиардов гривен по итогам февраля.
«За 4 месяца с 1-го октября по 1 февраля задолженность за коммуналку выросла на 26,6 миллиардов гривен, хотя до этого с октября 2019 по октябрь 20-го года всего на 5 миллиардов гривен, – рассказывает Олег Попенко. – С учетом того что в 2021 году украинцам придется выплатить за коммуналку на 100 миллиардов гривен больше, чем год назад, субсидии на этом фоне будут урезаны, то я прогнозирую дальнейший рост задолженности за коммуналку. До конца года вполне нас может ожидать и 90 миллиардов гривен долгов. Также долги потребителей приведут к банкротству ТКЭ в малых городах, которые не в состоянии самостоятельно вытянуть высокие цены на газ от “Нафтогаза”. Уже сейчас мне пишут некоторые руководители предприятий, что на следующий год они уже не запустятся и город останется без тепла и горячей воды».
Кроме проблем с поставкой услуг, в частности тепла, Олег Попенко прогнозирует дальнейший рост тарифов в следующем отопительном сезоне, который уже не за горами и наступит через полгода. Цены на газ будут коррелироваться с ценами на европейских рынках.
«На следующий год нас будет ждать очередной виток роста тарифов на теплоснабжение и горячую воду, потому что все долги, которые получают теплоснабжающие компании, водоканалы, они забивают их в себестоимость, в тариф. Этой осенью мы будем видеть новый виток роста тарифов на теплоснабжение. По моим прогнозам, это будет как минимум 20-25 %, и связано это напрямую с деятельность НКРЭКУ, “Нафтогаза” и Кабинета министров», – говорит эксперт.
13 апреля Верховная Рада вынесла на голосование проект постановления № 4609, в котором ряд депутатов из разных политсил обращались к правительству с рекомендацией ввести мораторий сроком на один год на повышение коммунальных тарифов с 1 января 2021 года. Также рекомендовалось выделить достаточно средств на субсидии населению и провести проверку обоснованности увеличения стоимости энергоносителей.
Документ не поддержал профильный комитет, как и парламентский зал. «За» проголосовали только 153 депутата. Без необходимой поддержки остались и проекты постановлений № 4590 «О принятии неотложных мер, направленных на возвращение льготного тарифа на электроэнергию для населения за первые 100 кВт-ч» (174 голоса) и № 4587 «Об обращении к Кабинету Министров Украины о принятии неотложных мер с целью снижения цены на электрическую энергию и тарифов на услуги распределения природного газа» (197 голосов).
Эксперты считают, что у этих проектов было одно направление – популизм, и тарифы – не дело Верховной Рады, ведь их устанавливают органы исполнительной власти.
«По электричеству некуда снижать тариф, – говорит Дмитрий Марунич. – Диспропорции на рынке электроэнергии настолько существенные, что без роста тарифов для населения мы просто не протянем дальше. Некому покрывать эти издержки. Денег нет, как бы печально это ни звучало. Власть должна была иметь план постепенного повышения тарифов, постепенно его реализовывать. До повышения тарифа на электроэнергию производитель электроэнергии из средневзвешенного тарифа 104 копейки получал одну копейку. Все остальное это были налоги, распределение, “Укрэнерго” и так далее и тому подобное. Как может работать электростанция, продавая товар по копейке? Ни в какой экономике это невозможно, кроме где будет жесткое тарифное регулирование соответствующими решениями властей. Таких решений в Украине нет и не будет, насколько я понимаю. И то, что было сделано с 1 января, даст в лучшем случае 12-15 миллиардов при объемах перекрестного субсидирования 70 миллиардов. Чем эту дыру покрывать, никто не знает до конца, а она есть. Она в этом году может быть еще больше, чем в прошлом. Поэтому я довольно скептически отношусь к таким вещам. По газу было бы неплохо вернуть тарифное регулирование, но для этого нужно переписать кучу документов, договориться с коллективным западом. Это не делается решением парламента. Это просто фикция, популизм чистой воды, и все это прекрасно понимают. Так это не делается».
Характерно, что указанные постановления были зарегистрированы в Верховной Раде еще в январе, но на них обратили внимание только по окончанию отопительного сезона.
«Ни коалиция, ни Кабинет министров не заинтересованы, чтобы коммуналка не росла. У них задача, чтобы коммуналка росла, чтобы собирать больше денег, чтобы можно было выплатить их Международному валютному фонду. Вот принцип. У них не стоит задача думать об украинцах», – говорит Олег Попенко.
Эксперт считает, что мораторий на повышение тарифов нужно было вводить в начале отопительного сезона. Возможно, это будет актуально как раз нынешней осенью, но вряд ли на это пойдет власть.
«Я бы этот мораторий ввел с момента ввода карантина в Украине, – продолжает Олег Попенко. – С 1 октября надо было ввести мораторий, и мы бы не имели этих долгов. Если бы тогда подумали… Лучше бы Кабмин предусмотрел компенсацию поставщикам коммунальных услуг, лучше бы он придумал какую-то формулу, ведь компенсация есть в бюджетах других стран».
По мнению эксперта, такие компенсации можно было бы проводить через гарантированные государством ценные бумаги или посредством прямых компенсаций. Так или иначе, но проблема остается и требует комплексного подхода.
«Вопрос на самом деле есть, но его нужно решать не путем моратория, когда зима закончилась, а решать построением более адекватной системы тарифообразования, соответственно усовершенствовать систему социальной помощи, – говорит Александр Сергиенко. – К этому подключается не только система тарифообразования, но и механизм определения стоимости энергоносителей. Это вообще третья составляющая. Это сложный комплексный вопрос, и его нужно решать не простым мораторием».