Мария Мамаева
07:00 03/11/2017

Утилизация по-украински: тариф поднимут, а мусор свалят в один бак или вывезут в Европу

С 1 января 2018 года вступает в силу норма закона, обязывающая население Украины сортировать бытовые отходы. Как это будет осуществляться на практике, не знают даже в Минэкологии — ведь законодатели не предусмотрели ни механизмов, ни нормативных документов под эту процедуру. А главное, неясно, что потом будет происходить с этим отсортированным мусором: кто и куда будет его вывозить, перерабатывать и сколько это будет стоить. Ясно пока лишь одно: в стране, где под свалки занято уже порядка 7% территории, а действующие полигоны переполнены, кардинально необходимо менять подходы к утилизации бытовых отходов и увеличивать долю перерабатываемого мусора. ГолосUA выяснял, кто и зачем сортирует мусор сейчас, сколько это стоит, кому выгодна переработка вторсырья и будет ли этот процесс внедрен повсеместно.

Идею раздельного сбора разделяют не все

Киевлянка Екатерина тщательно разбирает все бытовые отходы в своем доме. В пакет для мокрых фракций в ее доме не попадает ни один полиэтиленовый пакет. Пластиковая тара тщательно вымывается и складывается отдельно от органики, под бумагу, батарейки и крышечки от пластиковых бутылок отведены большие контейнеры в холле ее подъезда новостройки на Позняках. Об этом позаботилась местная управляющая компания, инициативу активно поддерживают жители дома. Екатерина живет в новостройке на Позняках, и ее соседи — все сплошь молодые и инициативные. Именно стараниями таких неравнодушных людей во многих торговых сетях появились контейнеры для тех же отработанных батареек, были проекты по сбору крайне вредных люминесцентных ламп. После трагедии на Грибовичской свалке сторонников раздельного сбора мусора и дальнейшей его переработки в Украине стало намного больше, ведь многочисленные репортажи и материалы в прессе, как один, предупреждают, что подобные проблемы актуальны для всех полигонов страны.  Так, по словам  главы Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, в подобном Грибовичской состоянии находится большинство свалок в Украине. Они переполнены, хотя, по оценке эколога, украинцы уже сейчас могут до 15-30% отходов сортировать самостоятельно, что и предусматривает система раздельного сбора, которая, как предполагает закон, будет введена с нового года.

Однако, если с образованной молодежью — все просто, то принудить раскладывать мусор по различным бакам пожилых людей будет сложно, считает экс-министр ЖКХ Александр Кучеренко.  "Очень интересно, как они пойдут и бабушкам в этих хрущевских кухнях расскажут про раздельный сбор. И пусть посчитают, сколько это стоить будет", — возмущается он. По его словам, пока Украина дошла до темы раздельного сбора мусора, многие цивилизованные страны уже отказываются от нее. "Сегодня в мире есть автоматизированные интеллектуальные системы переработки, и особой нужды организовывать раздельный сбор в Киеве, в кухне, и, соответственно, утраивать число контейнеров для мусора дома, — это огромная морока. Еще и с учетом, что у нас в 2/3 жилья и кухоньки маленькие. В мире уже давно другие технологии, когда весь этот мусор сортируется на соответствующих мусороперерабатывающих предприятиях", — поясняет он.

Кто расплачиваться будет

Расходы, очевидно, как минимум, прикинули и в Минэкологии и природных ресурсов. Министр Остап Семерак прямо заявил в интервью СМИ, что такая норма закона в настоящее время невыполнима. "Я понимаю, что ни один город сейчас не готов сортировать мусор (запрет захоронения на самом деле означает переработку). Хотя бы потому, что нет контейнеров для такой сортировки. Только в Одессе, например, нужно около 50 тыс. контейнеров", — заявил министр. И это только на сбор — еще необходим и вывоз. Именно с ним в Украине наибольшие проблемы. Львовский эколог Алла Войцеховская рассказывает, что в ее родном городе уже лет пять в той или иной степени реализуют раздельный сбор мусора. "Но проблема в том, что только одно предприятие – «Авель-Львов» имело сортировочную линию, где вручную отсортировывали ПЭТ-бутылки по цветам и передавали на переработку. Часто бывает, что даже если люди сортируют вторсырье по различным контейнерам, то все равно, приезжают машины, сбрасывают мусор из разных баков в один и вывозят на свалку. Наши отходы вывозятся на различные полигоны области, на различные свалки", — поясняет она.

Поэтому благая идея, естественно, натыкается на ключевой вопрос последних лет: во сколько раз необходимо увеличит тариф на вывоз мусора, чтобы было "как в Европе". По словам главы проекта «Батарейки, сдавайтесь!» Любови Колосовской, нынешний тариф на вывоз мусора не сделает переработку вторсырья привлекательной для бизнеса. По ее словам, даже пресловутый пластик выгодно перерабатывать, когда он уже собран, но сам факт его раздельного сбора – убыточный. "Когда я жила в Европе, на севере Италии, за вывоз мусора из двухкомнатной квартиры платила 30 евро в месяц, сейчас же, в Днепре, эта услуга обходится мне менее чем в 10 гривен", — поясняет она. На увеличении тарифа настаивает и министр Семерак: "Я понимаю, что население не хотело бы значительного увеличения сбора за утилизацию мусора, но это неминуемо. Сколько бы мы ни отодвигали проблему мусора, она сама собой не рассосется".

Мощностей не хватает уже сейчас

Но даже при условии организации вывоза, на сегодняшний день раздельный сбор бытовых отходов в Украине не имеет никакой смысла, поскольку в стране нет условий для его переработки. По словам директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, в Украине нет мощностей для переработки батареек, для переработки люминесцентных лампочек, по пластиковым бутылкам мощности у нас есть, но их нужно в десять раз больше – линии и сейчас перегружены. И массовые акции по сбору, например, отработавших свое батареек и аккумуляторов приводят к тому, что они оседают в офисах волонтеров.

 Действительно, в сети стройматериалов "Эпицентр" нам рассказали, что акция по приему люминесцентных ламп была разовой и уже не проводится. Сеть магазинов "Ватсон" прекратила сбор батареек. По словам Любови Колосовской, батарейки – это яркий пример тщетности проектов по утилизации мусора в Украине, потому что их переработка является убыточной. "Для того, чтобы они перерабатывались, необходимо, чтобы кто-то за это заплатил. Мы начали 4 года тому назад, мы думали, что все так легко: просто собрал, отправил на завод «Аргентум» и там переработали. Чуда не произошло, зато появилось 40 тонн батареек, которые сейчас находятся у нас на складе, но принимать их никто не хочет бесплатно, инвестировать в производство в Украине тоже никто не хочет",- пояснила она. По ее мнению, единственный выход заключается в том, чтобы заложить стоимость переработки в цену продукции еще в розничной сети. Пока же всего три компании согласились повысить цены для отчислений за переработку батареек, и волонтеры собирают деньги на утилизацию первой партии в Европе, потому что в скором времени завод в Украине не появится, а батарейки текут, портятся, и со временем их вообще невозможно будет переработать. Сама отправка батареек, по подсчетам Колосовской, будет стоить не менее полумиллиона гривен, а то и весь миллион. И это только те 40 тонн, которые собрали волонтеры одной лишь организации.

 Алла Войцеховская поясняет, что на заводе «Аргентум» была только экспериментальная установка, где фактически кустарным способом производилось извлечение ценных компонентов, однако предприятие никогда не имело экологически безопасной переработки. "Это была просто экспериментальная переработка. Были акции, когда различные организации и общественные активисты производили сбор этих батареек и привозили на завод, который не имел ни документов, ни технологии фактически. Других предприятий, которые имеют безопасную переработку, в Украине нет, по крайней мере, официально. Потому что это дорого, и даже не каждая страна Европы может себе это позволить. Такой завод окупается в течение примерно 20-30 лет. Это фактически как металлургический комбинат, поскольку на последних стадиях переработки предусмотрена также и выплавка. Также должно быть извлечение различных вредных веществ", — отмечает эколог.

Так, например, мусороперерабатывающий завод собираются строить в Херсонской области. Инвестор — Китай. Местные власти предоставляют площадку, льготный налоговый тариф и, собственно, мусор. Губернатор Андрей Гордеев сообщил ГолосUA, что в настоящее время идет подбор места для строительства завода, инвесторы просчитывают варианты, наши специалисты ездят в Китай для знакомства с процессом. Впереди еще независимый европейский аудит на стадии проектировки и реализации проекта. Однако понятно, что запуск такого завода — дело ни одного года.

Мусорный бизнес выгоден в тени

Впрочем, с убыточностью "мусорного" бизнеса согласны не все экологи. По мнению Т. Тимочко, использование вторсырья позволяет сократить использование первичных ресурсов. Например, производство бумаги с использованием макулатуры требует в 6 раз меньше воды, а повторная переработка стекла требует в 4 раза меньше энергии. И сортировка бытовых отходов, по ее словам, неплохо налажена уже сейчас. Причем на самих свалках. По информации эколога, с 6 утра вереницы людей, как правило, из близлежащих населенных пунктов или без постоянного места проживания, и там уже на месте начинают отбирать: пластик отдельно, бумагу отдельно, металлические банки отдельно. Все это сортируется, причем пластик – по цветам, полиэтиленовые пакеты – по цветам. "Складируется, прессуется в тюки, потом приезжают машины и вывозят это как сырье. А вот уже деньги за то, что вывозится, — они нигде не фигурируют, но это ж не задаром предприятия вывозят, которые перерабатывают пластик и пакеты – для них это важное сырье. Если мы тысячи тонн макулатуры ежегодно в Украину завозим, тысячи тонн стеклобоя из других стран", — поясняет она.

По оценке эколога Института стратегических исследований «Новая Украина» Вячеслава Потапенко, до 80-90% перерабатываемых на сегодняшний день в стране отходов находится в тени. "Переработкой занимаются, но подпольно. На этом зарабатывают хозяева бизнеса, которые, в свою очередь, делятся с городскими властями. Поэтому, когда приходят инвесторы со своими предложениями по строительству перерабатывающих заводов, с реальными инвестициями, местные власти им, как правило, отказывают. Или же привозят на переработку некондиционные отходы, из которых ранее были извлечены ценные фракции", — поясняет он.

Читайте также по теме