На фоне ожидания Томоса об автокефалии украинской церкви появлялись вбросы о том, что Петр Порошенко якобы «зажал» 15 из 25 млн. долларов, будто бы собранных олигархами для взятки Константинопольскому патриарху. Разумеется, эти фейки вряд ли имеют отношение к действительности. И вовсе не потому, что наши олигархи не стали бы «скидываться» на патриотический церковный проект. Они вполне могли бы раскошелиться – тем более, на проект, курируемый непосредственно президентом. Например, в обмен на некие преференции от государства.
На самом же деле все куда прозрачнее. Никаких чемоданов с деньгами Его Всесвятейшеству Варфоломею не надо. Все что потребовали от Украины делегаты Вселенского патриархата, прибывшие на празднования 1030-летия Крещения Руси – это реституция 12 объектов недвижимости и здание для размещения экзарха.
Объясняются такие требования просто: если Константинополь дезавуирует томос о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, Вселенский патриархат должен потребовать и возвращения недвижимости, находившейся в собственности митрополии до 1686 года. Если в резиденции патриарха Варфоломея не сделают этого – отмена переподчинения украинской церкви будет какая-то жиденькая, несерьезная. А так всем все станет понятно: Церковь-Мать вернулась.
И конечно, для размещения представительства Вселенского патриархата необходимо здание. И не абы какое. Комплекс зданий Киевско-Печерской лавры, например, который числится одним из первых для возвращения государством в собственность Константинопольской церкви, не подойдет – древнее там все. Еще восстанавливать и восстанавливать. А улучшения для большего комфорта – проблематичны: как-никак памятник архитектуры, историческое наследие. Нельзя списывать со счетов и неоднозначное отношение к происходящему в обществе: среди 250 тысяч украинцев, пришедших на Крестный ход Московского патриархата, могут ведь найтись и горячие головы… Так что здание лучше иметь достаточно закрытое и уединенное. Не проходной двор, где без конца шастали бы немытые богомольцы, бедно одетые местные бабушки да российские шпионы, безнаказанно добравшиеся аж до храма при Верховной Раде. По всем этим причинам, епископ, которого пошлют в нашу страну, должен будет выбрать место своего пребывания сам.
Для появления новых условий со стороны Фанара (так называют резиденцию Вселенского Патриарха по названию исторического района Стамбула, в котором она находится) есть и другая причина. Скорее, психологическая. Заключается она в отношении к украинцам как к дикарям, которые недостойно получили сокровища византийской духовности и культуры, неспособны договариваться между собой, и должны быть лишь своего рода » придатком», вечно расплачиваясь перед греками за принятие «их» православной веры.
Древние украинские иконы, шедевры архитектуры международного значения – все это Константинополь получит не от каких-то наших богатеев-меценатов, а непосредственно от государства, в чьей собственности находится большинство церковных объектов XVII века. В конечном итоге – за счет нас, наших детей и внуков. Зато можно сказать, что достояния украинской нации не будут в пользовании Московского патриархата, «агентов ФСБ в рясах», и наша церковь не будет «зависима от Кремля».
Одно хорошо – украинская автокефалия не отменяется. Передела храмов и борьбы за пост первоиерарха, которые пугали Вселенский патриархат и другие поместные церкви, не будет. Как читатели, наверное, уже поняли, в Украину будет направлен представитель Константинополя – экзарх. Он начнет планомерную и длительную работу по приведению в порядок канонического статуса духовенства: при необходимости будет перекрещивать и перерукополагать священников и епископат. Происходить это будет в индивидуальном порядке. Учитывая, что в УАПЦ и УПЦ КП более четырех тысяч священнослужителей, а у экзарха будет и множество других дел, процесс этот затянется на долгие годы.
По крайней мере, от недостойных и недобросовестных священнослужителей мы, наконец, избавимся. Название «Вселенский патриархат» обязывает беречь репутацию. Никто больше не будет залезать в приходскую кассу, вести бизнес под церковной вывеской, пьянствовать, вести разгульную жизнь с местными авторитетами. Восторжествуют и каноны, запрещающие женатый епископат. Возможно, что с приходом Константинопольских порядков украинки также перестанут скрывать в храме свои волосы под убогими платками.
И вот, спустя лет десять, скажем, к 1040-летию Крещения Руси, Вселенский патриарх Имярек созовет Всеправославный собор, на котором все поместные церкви примут в свои объятия новую украинскую церковь, признают равной себе и подпишут томос об автокефалии. Впрочем, до этого еще надо дожить. А как все будет происходить – это, по словам Климкина, дело каждого из нас.