Уважаемые учителя: детей надо учить, а не мучить!

В самом разгаре пора сдачи тестов ВНО (внешнего независимого оценивания), которое правильнее было бы расшифровать как всеукраинское наплевательское отношение.

Поскольку я в этом году очень тесно соприкоснулся с этой стороной жизни (дочка после окончания лицея сдавала эти самые тесты), то могу судить об этом весьма предметно.

Первое впечатление (говорят, самое верное) – со строгостью и требованиями явный перебор. За полгода до начала тестирования начался прием заявок и документов. Было обещано, что абитуриентов пригласят на экзамены максимально близко к их месту проживания. Но учитывая то, что ввиду недоверия к своим же педагогам и дабы исключить возможность взаимных подсказок, экзаменуемых из одной школы (даже бывшей!) раскидывали по разным аудиториям, то в итоге география оказалась весьма широкой. К примеру, в столице жителям Борщаговки пришлось ехать на Оболонь и Куреневку (это километров 20), а в Луганской области и вовсе за 40 км – из Первомайска в Алчевск.

Сориентироваться на незнакомой местности, да еще тем детям, которые нечасто выезжали за пределы своего микрорайона, непросто. К тому же большинство школ расположено в глубине кварталов, так что выбрать оптимальный маршрут следования затруднительно. И в данном случае совсем нелишними были бы рекомендации и даже карты прохода и проезда к месту тестирования.

Уникальный и показательный в этом смысле случай с киевской школой 222, в которой проходило тестирование по математике. В «путевом листе» абитуриентов значилось краткое «ул. Тулузы 6А». Трагизм ситуации в том, что по ул. Тулузы 6 находится школа №198! И вот абитуриенты, заблаговременно пришедшие на тест, толпой валили к этому зданию, а оно закрыто! Они сначала обходили его по периметру, затем включали логику и говорили друг другу, что 6 и 6А должны быть рядом! Наивные…

Они и подумать не могли, что в полукилометре от этого места, в глубине огромного квартала за домом №5 (т.е. на другой, нечетной стороне улицы!) стоит еще одно школьное здание, которому какие-то явно неумные (очень мягко говоря) люди присвоили номер 6А. Почему не 5А, а 6А?!? Хорошо, что некоторым попадались добрые прохожие, знающие о местном топографическом кретинизме, и подсказывали партизанскую тропу. Спрашивается: раз уж вы выбрали местом тестирования эту школу со злополучным адресом, то почему не указать в памятке, где именно она находится и как к ней пройти?!? Ведь на поиски нужного адреса абитуриенты теряли до получаса времени, рискуя опоздать, и входили в стрессовое состояние.

Теперь о других строгостях, связанных с ВНО. Определяться с перечнем необходимых к сдаче тестов необходимо ну очень заблаговременно! И затем как-то изменить эти предметы практически невозможно. Дочь моих знакомых, также выпускница, сразу не разобралась в этих хитросплетениях и вместо истории Украины записалась на всемирную историю. Так вот, хотя эта оплошность обнаружилась еще за 2 месяца до начала тестирования, в замене предмета ей было отказано. Почему это столь огромная проблема?

Каждый тестируемый должен представить 3 документа: 1) сертификат абитуриента с фотографией; 2) маршрутизатор; 3) паспорт. Не совсем понятно требование в данном контексте паспорта – ведь есть выданный Украинским центром оценивания качества образования (УЦОКО) сертификат, где кроме фото, указаны все данные абитуриента. Кроме того, нужен не любой паспорт, а именно тот, чьи серия и № указаны в этом самом сертификате! И ксерокопия не проходит.

На тестирование по химии не допустили мастера спорта, у которой накануне забрали паспорт тренеры для оформления выезда на сборы. И таких примеров наверняка немало.

Так что если за несколько месяцев, прошедших со дня выдачи сертификата, вы поменяли паспорт (из-за потери или смены фамилии), то вы персона нон грата! Хуже всего, если паспорт потерялся накануне теста – даже справку из милиции не успеете получить.  

Также строжайшее требование – явиться не позднее 10.50. Это справедливо, разумеется, но ведь жизнь порой преподносит совершенно непредвиденные сюрпризы. И проявления излишней порой строгости педагогами, чье призвание — любить детей, просто непонятно. К примеру, 23 марта в Киеве проводилось пробное тестирование. Напомню, что это был первый день снежного коллапса, охватившего столицу. И вот абитуриент, пешком добиравшийся до места назначения несколько часов по сугробам, опоздал всего на пару минут. И его не пустили! И к чему был этот воинствующий маразм?!?  

Теперь собственно о тестах. Такое впечатление, что их сочиняют люди, глубоко ненавидящие детей (ведь подавляющее большинство абитуриентов – выпускники последнего года). И цель этих тестов не выявить знания тестируемых, а поиздеваться над ними. Например, последнее задание по математике – архисложное. И на него необходимо дать лишь числовой ответ. Как он получен (подсказка, догадка, решение) тестирующих совершенно не интересует…

А вот перл в тесте по украинскому – требование определить ударный слог в словах ознака и осока. И если с первым словом вроде понятно, то со вторым случился курьез. Журналисты не поленились и начали обзванивать различные филологические инстанции с просьбой правильно поставить ударение. И ни в одном сразу не дали правильного и однозначного ответа! Более всего умилило предложение подождать минутку, чтобы посмотреть ответ в… словаре! Т.е. люди, которые как бы сами эти словари должны составлять, пошли сверяться то ли у себя, то ли у коллег. Занавес…

В итоге, суммарное мнение получилось таким: можно говорить и осОка, и осокА, но второе вроде правильнее. Уважаемые умники и умницы из УЦОКО: зачем вы задаете такие издевательские вопросы?!?  

Также неочевидно-неоднозначные вопросы были в тестах по английскому, связанные с неизвестной группой Sugarbabes, что также вызвало бурю негодования у испытуемых. Что это – опять садистская жажда унижения зависимых абитуриентов? Другого объяснения не вижу.

Но в УЦОКО сохраняют олимпийское спокойствие, утверждая, что разрабатывали тесты опытные педагоги на пару с научными работниками (уж не теми ли, что искали в словарях слово осока?), и даже эти тесты прошли тестирование у экспертов (а кто они?), и получили одобрямс. Ну это все равно, что жаловаться в МВД на сотрудников ГАИ: какие бы вы не привели убийственно-железобетонные аргументы в свою пользу, вам ответят, что проведенное служебное расследование выявило полную правоту инспекторов ГАИ.

Закрывая языковую тему, не могу не ответить злопыхателям-русофобам, которые обрадовались тому, что всего 7000 абитуриентов записалось на тест по русскому языку. Так вот, господа националисты, это произошло лишь потому, что ни один ВУЗ Украины не требует сданного теста по русскому, и он был нужен лишь тем, кто собирается поступать в украинские филиалы российских вузов. А в ответ я вам приведу такой пример: побывав вместе с дочкой на трех тестированиях, я обратил внимание на то, что ВСЕ абитуриенты общались между собой ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на русском языке. Большой привет известной западенской русофобке!

Можно было бы еще позлословить по поводу системы подсчета баллов – настолько она громоздка и непонятна, что не всякий и не с первого раза в ней разберется. Достаточно сказать, что если абитуриент пришел на тестирование, получил задание и сдал его затем абсолютно чистым, то уже получит 100 баллов. За что – мое логическое мышление этого понять не сможет никогда. И это притом, что за абсолютно правильно решенный тест полагается всего 200 баллов, т.е. идеальное знание всего в 2 раза оценивается выше полного незнания…

Справедливости ради должен сказать, что тестирование в Украине не самое сумасбродное. В Китае, например, абитуриенток заставляли… раздеться. Точнее, выпускницам запретили надевать на экзамены бюстгальтеры, чтобы девушки не прятали туда шпаргалки. Во всех классах установлены камеры видеонаблюдения, за списывание не только выгонят с экзамена, но и могут пожизненно отстранить от пересдачи, и о высшем образовании придется забыть.

Полегче в Израиле: там сдают иврит, английский, математику, логику, а также что-то вроде сочинения, где проверяется грамотность и владение литературным языком. Причем, тест можно сдавать на иврите, английском, русском, арабском, французском и испанском языках. В случае неудачи или если попались на списывании, можно пересдать неограниченное количество раз.

Но печальнее всего ситуация в соседней России. Во-первых, там выпускные экзамены и вступительные тесты объединены, и сдаются притом в родных школах. Представляете, какой разгул для коррупционных мыслей? И поэтому ученики чуть ли не коллективно получают высшие 100 баллов. Особенно впечатляют такие оценки по русскому языку в школах Северного Кавказа… Во-вторых, каждый экзамен там сопровождается скандалом: ученики, сдавшие экзамен на Дальнем Востоке, тут же выкладывают текст ЕГЭ в интернет. Сообразить, что тем самым они помогают своим прямым конкурентам, мозгов не хватает. Равно как и чиновникам российского минобразования: почему им не сделать не 1, а 10 вариантов ЕГЭ (на 9 часовых зон России + 1 запасной)?!? И навсегда избавиться от проблемы сливания тестов в сеть. Но для этого высшего педагогического образования или ученой степени мало, надо еще и логику иметь…

Читайте также по теме