В 2016 году украинское правительство рассчитывает привлечь очередную внушительную порцию внешних кредитов, чья общая масса составит 41% от государственного бюджета.
Так, в Министерстве финансов ожидают, что в текущем году зарубежные страны и международные финансовые институции выдадут Киеву 10 млрд долларов для «бюджетных и инвестиционных нужд» страны. К слову, госбюджет-2016 года равен 24 млрд долларов.
Главным кредитором Украины, как и в прошлом году, выступит Международный валютный фонд (МВФ). От него украинские чиновники ждут до 5,8 млрд долларов. В свою очередь Япония может предоставить 1,3 млрд долларов, ЕС — 1,33 млрд долларов (плюс 188 млн долларов в виде грантов), США – 1 млрд долларов (речь идет о кредитных гарантиях ), Германия — 388 млн долларов, Швейцарии — 200 млн долларов, Польша — 111 млн долларов. Кроме того, по 1,1 млрд долларов могут выдать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а Всемирный Банк (ВБ) , как говорят в Минфине, готов дать 1,5 млрд долларов.
Правда, справедливости ради, нужно отметить, что практически все эти средства имеют профильную ориентацию. Например, деньги от МВФ сегодня нужны для трансформации коммерческой и банковской задолженности в государственный долг, а финансы от EC – на закупку газа. 1 млрд долларов от Японии должен пойти на реконструкцию Бортнической станции аэрации, средства от Польши направятся на усовершенствование системы пунктов пропуска на польско-украинской границе, 200 млн долларов от Швейцарии пополнят золотовалютные резервы НБУ, а деньги ЕБРР и ЕИБ идут, как показывает украинский опыт, на ремонт региональной инфраструктуры без инвестиционного потенцирования.
В связи с этим сложно представить, как эти финансы решат, к примеру, проблему дефицита генеральной сметы, чей предельный уровень, согласно закону о госбюджете, определен в 3,7% ВВП.
Также напомним, что в течение 2015 года Украина получила свыше 11 млрд долларов по линии механизма расширенного кредитования МВФ (EFF) и связанного с ним официального финансирования от стран-партнеров и международных организаций. Эти средства, как мы знаем, не улучшили социально-экономическую ситуацию в стране: инфляция по итогам 2015 года составила 43,3%, падение ВВП зафиксировалось на отметке 12%, реальный доход населения в III квартале 2015 года уменьшился на 26,6% (более актуальных данных от Государственной службы статистки пока нет). В целом, согласна рейтингу Bloomberg, Украина вошла в пятерку «несчастных» экономик мира, а в Глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума украинские банки заняли последнее место (140 позиция).
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, комментируя зарубежные кредиты в 2016 году, сказал следующее: «Есть большой риск, что помощь будет меньшей или и вообще ее не будет. Если же Украина получит эти деньги (10 млрд долларов – Ред.), то ничего радикально не изменится. Часть этих денег пойдет на оплату за газ, часть на погашение долгов. Но на самих украинцах это не окажет никакого влияния и не отразится на их жизни. Ведь, как правило, кредитные деньги идут по кругу. Пока не будет настоящих частных инвестиций в экономику страну, это все пустое».
Важно также подчеркнуть, что прекращение по той или иной причине сотрудничества с МВФ автоматически блокирует взаимодействие с солидарными «пакетными» партнерами Украины в лице иностранных правительств и международных организаций.
А сегодня у МВФ есть основания выразить недовольство руководству Украины из-за правительственного кризиса, который разгорелся после зимних каникул.
Наталья Яресько уже успела сообщить, что в случае смены правительства МВФ возьмет паузу в кредитовании страны.
«Они (МВФ – Ред.) будут ждать, пока не станет понятно, какая исполнительная власть заработает и берет ли она на себя обязательства выполнять те условия, по которым уже предоставили средства», — отметила она.
Министр также добавил, что для страны сотрудничество с МВФ в настоящее время является действительно критичным, так как других кредиторов, готовых давать средства Украине на такой длительный срок и по таким льготным ставкам, сегодня нет.
Кроме того, в фонде недовольны обновленной налоговой системой, которая, по мнению экспертов организации, сама по себе сложная и несет угрозу разночтения.
«Общий механизм налогообложения остался сложным, невзирая на недавние реформы. Сложность системы при этом связана с запутанным и нередко двусмысленным изложением тех или иных пунктов, что открывает возможности для вольного трактования законодательных актов. Это, в свою очередь, создает почву для антагонизма между ГФС и плательщиками налогов, споры между которыми (как административные, так и судебные) непросто решать из-за отсутствия действенных механизмов урегулирования», — говорится в отчете МВФ от 8 февраля.
В фонде также выступили против снижения ставки ЕСВ (новая редакция Налогового кодекса предполагает ставку на уровне 22%), а также порекомендовали отменить льготную 7%-ную ставку НДС для лекарств и ликвидировать спецрежим налогообложения для аграриев.
Добавим, что в 2015 году МВФ должен был предоставить Украине 10 млрд долларов, однако выдал только 6,7 млрд (первый транш на 5 млрд долларов поступил в марте, а второй на 1,7 млрд — в августе). «Медлительность» фонда объясняется расфокусированным и неубедительным ходом реформ.
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард в очередной раз подвергла критике это явление.
«Я обеспокоена тем медленным прогрессом, который демонстрирует Украина, в улучшении государственного управления, в борьбе с коррупцией и в снижении влияния корыстных интересов на политику. При отсутствии заметных усилий, чтобы придать новый толчок реформам в управлении государством и борьбе с коррупцией, сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться и в дальнейшем и будет успешной. Украина рискует вернуться к практике неудачных экономических шагов, которых и так хватало в ее недавней истории. Жизненно важно, чтобы сейчас действия лидеров Украины вернули государство на обнадеживающий путь реформ», — заявила она.
«Сегодня украинская власть показала свою способность только в одном – брать кредиты. Но брать кредиты – это одно дело, намного важнее, как эти кредитные ресурсы используются. Если они проедаются, как в нашем случае, то это только одно последствие – увеличение долговой нагрузки на страну без экономического эффекта», — комментирует глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Напомним, согласно информации Минфина, на 31 декабря 2015 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины в гривневом эквиваленте составила 1,572 трлн гривен, что на 42,78%, или на 470,9 млрд гривен больше показателя начала года. Такой скачок, как объяснили в ведомстве, вызван девальвацией национальной валюты, ведь в декабре 2014 года мы видели средний курс доллара на уровне 15 грн/долл, а в декабре прошлого года получили 25 грн/долл. По подсчетам Case Ukraine, на каждого трудоспособного украинца уже приходится 94,2 тыс. гривен госдолга.
Вместе тем госдолг в долларовом выражении составил 65,488 млрд долларов, сократившись на 6,19%, или на 4,32 млрд долларов по отношению к данным на начало 2015 года. Уменьшение массы долга произошло благодаря реструктуризации, которую Киев провел во второй половине 2015 года.