Банковая, по экспертному мнению, пытается максимально консолидировать контроль над инструментами власти и денежных потоков перед выборами. Дескать, для этого меняют министра финансов. А недовольный МВФ отвлекли законом об Антикоррупционном суде.
Кто вместо Данилюка
Верховная Рада поддержала увольнение министра финансов Александра Данилюка с занимаемой должности, представление на отставку которого накануне внес премьер Владимир Гройсман. Соответствующее решение поддержали 254 народных депутата.
Эксперт Александр Дубинский прогнозирует, что на место Данилюка будут выдвигать Игоря Уманского – бывшего и. о. министра финансов Украины (2009—2010), бывшего первого заместителя главы Минфина (2008—2010, 2014—2015).
Такой прогноз Дубинский делает на основании того, что Уманский, по его словам, близок к соратнику Президента, первому заместителю председателя фракции «Блок Петра Порошенко» Игорю Кононенко. А сейчас, дескать, «во власть продвигаются люди из ближайшего окружения Кононенко». Кроме того, Дубинский утверждает, что Уманский, якобы, «фактически подарил Фирташу 90 млн долл. перед банкротством банка «Надра».
«Такие перестановки указывают на то, что Порошенко перед выборами пытается максимально консолидировать контроль над инструментами контроля власти и денежных потоков. И одновременно пытается укрепить свою поддержку в национальных телеканалах: к каналу «Украина» Ахметова теперь может добавиться и «Интер» Фирташа-Левочкина», — написал Дубинский в Facebook.
Заместители министра финансов Юрий Буца и Сергей Марченко подали в отставку со своих должностей после решения Верховной Рады уволить Данилюка.
Помимо них в Минфине есть госсекретарь Евгений Капинус и заместитель министра Андрей Градиль, а так же первый заместитель Оксана Маркарова, которая с марта 2015 года занимала должность замминистра — руководителя аппарата, а теперь будет исполнять обязанности главы Минфина.
Назначение нового министра может затянуться. Ранее Дубинский отмечал, что отставка главы Минфина может воспрепятствовать получению транша МВФ, который могут задержать до назначения нового министра. Ведь подпись главы министерства финансов стоит на меморандуме Украина-МВФ, наряду с подписями Президента, премьера и главы Нацбанка.
«Собрать сегодня голоса под назначение нового министра финансов Порошенко и Гройсман не смогут. Эпопея продлится до осени, что означает, не будет никакого транша кредитных средств МВФ (министр финансов один из подписантов Меморандума). Что, в свою очередь, означает — стабильному курсу гривны может, и наверняка придет конец. А там уже и до дефолта недалеко».
Как известно, 23 мая на заседании Кабмина возникла ссора между министром финансов Александром Данилюком и премьер-министром Владимиром Гройсманом. Причиной стало требование главы Минфина назначить ему еще одного заместителя. На это Гройсман предложил министру уволиться, после чего Данилюк покинул зал заседаний.
Данилюк написал письмо послам стран «Большой семерки» — Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии, — с изложением своей версии конфликта.
Затем СМИ обнародовали подробности предупреждающего письма главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена к украинскому правительству. В нем выражалось недовольство решениями правительства Украины относительно полномочий Минфина, и говорилось о «нарушении обязательств, взятые во время получения предыдущего транша от МВФ».
«МВФ не комментирует персоналии»
Александр Данилюк в телеэфире заявил, что прекращение сотрудничества Украины с МВФ автоматически означает урезание расходов госбюджета как минимум на 4 млрд. долл.
«Если мы прекращаем сотрудничество с МВФ — это автоматически означает секвестр. Секвестр на сумму минимум 4 млрд. долл.» — сказал, в частности, министр.
Напомним, что текущая программа Украины и МВФ заканчивается весной 2019 года. Из обещанных объемом 17,5 млрд, долл., Украина получила 8,7 млрд. долл. В 2018 году власти рассчитывают в рамках этой программы получить 1,9 млрд. долл.
В отличие от Данилюка, Нацбанк считает, что Украина сможет пройти пиковые выплаты по внешнему долгу в 2019-2020 годах без поддержки МВФ. Об этом заявил СМИ заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.
Говоря о том, сможет ли Украина без поддержки МВФ обойтись без реструктуризации внешнего долга, Дмитрий Сологуб сказал: «Разговоры о дефолте и реструктуризации — это больше спекуляция, чем реальный сценарий. Но макроэкономически мы рассматриваем разные ситуации. Я уже говорил и повторю сейчас. В Украине есть все возможности пройти цикл внешних выплат безболезненно».
Напомним, что, Украина в 2018 году должна вернуть кредиторам 325,5 млрд грн, в 2019-м – 317,47 млрд грн, в 2020-м – 266,07 млрд грн.
Дмитрий Сологуб подчеркнул, что, сравнить резервы Национального банка (18 млрд 119,7 млн долларов- авт.) с будущими выплатами, то «чисто математически их хватает». Он допустил, что программа кредитования МВФ не будет восстановлена в ближайшие месяцы. Кроме того, напомнил, что у МВФ есть неформальное правило не давать кредит за шесть месяцев до выборов (а президентские выборы намечены на конец марта 2019 года – авт.).
Если это правило применить, то последний срок предоставления кредита придется на октябрь 2018 г. К тому времени, украинской стороне следует лишь поднять цену газа для населения, как того требует МВФ.
Главу Минфина отправили в отставку в тот же день, когда приняли закон об Антикоррупционном суде, обещанный МВФ. Фонд в ответ лишь призвал Украину сохранять центральную роль Министерства финансов в фискальной политике.
«Министерство финансов должно сохранять центральную и ключевую роль в фискальной политике», – заявил официальный представитель фонда Джерри Райс. Он отметил, что МВФ не комментирует персоналии и подобные персональные вопросы. Но при этом добавил, что Данилюк играл важную роль в переговорах с Украиной, и отметил, что отправленный в отставку министр был «сильным сторонником реформ».
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак заявил в СМИ, что для продолжения сотрудничества с МВФ украинская сторона приняла закон об Антикоррупционном суде, и отставка главы Минфина не повлияет на продолжения сотрудничества с МВФ.
«Поскольку МВФ имеет дело не с отдельными лицами или министрами, даже не с отдельными премьер-министрами, а с государством в целом. И если государство отвечает критериям условий сотрудничества с МВФ, то МВФ с таким государством работает, если не отвечает критериям, то, независимо от фамилий, сотрудничества не будет», — подчеркнул он.