Валерий Зенов
20:08 12/07/2013

Ужасы Марокко, или Двухдневное погружение в чужую культуру: День первый

Многим людям свойственно ставить перед собой какие-то нелепые цели и во что бы то ни стало достигать их. Одной из таких целей, например, является стремление поставить галочку пребывания на каждом земном континенте. Приблизительно с такой целью ГолосUA выбрал Марокко, для «африканской галочки». Помимо того, что эта страна находится в непосредственной близости с Испанией, водное сообщение с которой налажено, туристов привлекает также возможность погрузиться в совершенно иную для европейцев мусульманскую культуру, однако от «культурного шока» застрахованы не все.
Особенности марокканской езды: машины и «смертники»
Проблемы пребывания в Марокко начинаются уже с таможни, где главная проблема – языковая. Поскольку разъясняться на английском или хотя бы испанском никто не может, процедура оформления документов, особенно если вы решили прокатиться по королевству на собственном авто, очень затягивается.
Далее, уже выехав после таможенного контроля на дорогу, вы понимаете, в какую мясорубку попали. Местные водители светофоры не признают как класс, если вы задерживаетесь и не решаетесь ехать на красный, вам тут же начинают бибикать сзади, высовываться из окон машины, громко ругаться и жестикулировать.
Передвигаться европейскому водителю по таким дорогам крайне затруднительно. При этом различные знаки на дорогах почему-то изготавливают такой огромной величины, что человеку с плохим зрением не обязательно одевать очки, чтобы разобраться, куда дальше ехать.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/1.jpg" />
В любом городе, когда вы уже вышли из машины и решили немного прогуляться, опасайтесь в принципе переходить дорогу. Такого понятия как пешеходные переходы здесь попросту не существует (хотя сами по себе «зебры» есть).
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/2.jpg" />
Через дорогу нужно буквально перепрыгивать, иначе вас задавят или, в лучшем случае, покроют исламской бранью. Если же вы человек принципиальный и хотите соответствовать европейским правилам поведения на дороге, то вы для водителя потенциальный «смертник», шансов у вас мало. Но этот негатив относится только к передвижению в больших городах.
Пытайтесь по возможности перемещаться только по магистралям (хай-веям), качество дорожного покрытия на которых просто превосходное. Очень важной деталью поездки по магистралям является плата за проезд автомобилей. На самом деле, она не большая. На самом длинном участке дороги мы заплатили около 50 грн в эквиваленте. Однако, эта плата, судя по всему, реально идет на строительство и ремонт дорог. Дороги здесь строят качественно.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/3.jpg" />
Конечно, это не Европа, но когда вспоминаешь украинские «эмки» и «ешки», которые укравтодоровцы не придумали ничего лучше как просто залатать, то понимаешь, что это небо и земля. Проезд очень удобен. Местные полицейские расставлены по дороге с завидной периодичностью, не хуже наших гаишников.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/4.jpg" />
Правда, правительство дало негласный приказ полицейским не трогать туристов, чтобы им хотелось еще посещать эту страну. Мы даже столкнулись с интересным казусом, когда немного превысили скорость на недозволенном участке и уже поздно увидели полицейскую машину, то уже готовились к объяснениям и штрафу. Однако, стоявший возле машины полицейский, сделал руками в нашу сторону только жест – «едьте помедленней». Примечательно, что при съезде с основной дороги качество дороги не меняется.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/5.jpg" />
О качестве дорог в Марокко действительно пекутся. Единственные проблемы на дорогах – оползни на горных участках и вода, которая льется по дорогам после дождя. Тогда действительно некоторые участки дороги напоминают украинские, однако марокканские дорожники ремонтируют их довольно быстро.
/> Гостеприимство на выгодных условиях
Поскольку мы выбрали неправильный путь, поехав через горную дорогу, а не по хай-вею, нам пришлось столкнуться с несколькими неприятными моментами. Самым примечательными и достаточно страшными были попытки нескольких машин с местными остановить нашу машину. Причем они не стеснялись подрезать наше маленькое авто и указывать на обочину. При этом высунувшееся из машины лицо с безумными глазами показывало нам пальцем на рот: мол, просто хотим пообщаться. Конечно же, мы мужественно не останавливали машину и никому не советуем останавливаться – на трассе нередки случаи ограбления таким вот способом.
Когда же нам все же пришлось остановиться, чтобы банально сходить в туалет на заправке, наше авто с евросоюзовскими номерами окружила толпа доброжелателей, которые на перебой стали приглашать уставших путников к себе домой. Очень хотелось верить этим людям, однако, все же ни одним приглашением мы не воспользовались. Поскольку в Марокко известны случаи, когда людей приглашают к себе в дом, а на следующий день, как минимум, банально требуют денег за ночлег и еду. Как нам позже сказали местные – это такой себе вид заработка для марокканцев, живущих в глуши. Один местный мужчина даже отвел нас в сторонку и дал записать свой телефон, сказав, что дорога опасна, и если что, мы должны позвонить ему, чтобы он решил все вопросы.
Из-за тяжелой серпантинной дороги до Феса в первый день доехать так и не удалось. Пришлось остановиться в отеле одного из небольших городков на трассе перед Фесом, который найти удалось чудом. Номер в отеле стоил не очень дорого: 200 дирхамов (приблизительно 200 грн) за одну комнату с двухспальной кроватью. При этом в комплект входило полотенце. Однако сама комната была просто в ужасном состоянии. Не будем здесь описывать, как выглядела уборная с крохотной душевой. Скажем только, что постель была очень грязной, а под простыней мы обнаружили… даже землю. Пришлось вызывать управляющего, который, к удивлению, около получаса нам доказывал, что все в порядке и постель чистая. В итоге, нам все же постелили новую постель, а на споры о других неудобствах уже просто не хватило сил.
Нормальная европейская традиция – выйти перед сном в ресторанчик покушать и выпить бокальчик-другой пива или вина здесь оказалась под угрозой срыва. Как оказалось, многочисленные кафешки, расположенные по обе стороны центральной улицы городка, являлись в прямом смысле кафешками. Здесь можно было сесть и выпить только очень крепкий (кстати, очень вкусный, что являлось одним из немногих позитивных моментов во всем путешествии) кофе. Как мы узнали, кофе здесь выполняет функцию алкоголя, поскольку в мусульманской стране любой алкоголь категорически запрещен. Его здесь не только не продают, но и не пьют, хотя туристам в номере отеля пить не запрещают. После долгих поисков и попыток общаться с местными на всех возможных языках, нас отвели в нечто, отдаленно напоминающее ресторан. Все было бы ничего, если бы местный официант на наши попытки спросить, а что у вас есть из поесть, не начал прямо руками доставать из огромной сковородки куски жареной курицы и показывать нам. Это был предел, и мы быстро переместились в заведение чуть подальше, где сервис был чуточку лучше.
Традиционная местная еда, правильнее, еда для местных: кусок жареной курицы, вареный рис, можно жареную картошку-фри, замысловатый соус на основе томатов и специй и конечно же канистрочка воды. Воду здесь подают очень церемонно, как особый напиток, из-за ее нехватки в Марокко, половина территории которого – пустыня.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-07/12/pvCUBpriK90TllQ1/image/6.jpg" />
Вся эта стряпня в маленьком городке обошлась нам на четверых в 80 дирхамов (80 грн). Уже в огромном городе Фес за практически такой же ужин, заказанный в отеле, с нас «содрали» по 180 грн с человека, не моргнув глазом. 
Мы ложились спать в этом маленьком городке с далеко не самыми позитивными ощущениями от первого дня нашего короткого туристического вояжа в Африку. Впереди нас ждал Фес, который, как нам казалось, является крупным туристическим центром, где туристу будет намного легче, радостнее и приятнее. Как оказалось впоследствии, мы ошибались… (Продолжение следует).

Читайте также по теме