Андрей Кислов
15:20 30/03/2015

Ужесточение УПК угрожает Яценюку из-за обвинений в коррупции? (ИНФОГРАФИКА)

Вслед за Президентом, за отмену залога для обвиненных в коррупции выступил премьер-министр. Эксперты не советуют спешить, отмечая, что эта демократическая норма может пригодиться самим Порошенко и Яценюку. Первым, по экспертному мнению, от ужесточения УПК может пострадать премьер со своей командой. Ведь Генпрокуратура уже открыла уголовное производство по фактам злоупотреблений в Кабинете министров.

Аресты без судебных процедур

В правительстве приняли решение внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство об отмене залога по отдельным категориям преступлений. Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк. «Мы приняли решение внести изменения в уголовно-процессуальный закон и вообще убрать залог по отдельным категориям преступлений», — заявил он после того, как эту инициативу озвучил Президент Порошенко. Глава государства заявил, что необходимо исключить освобождение под залог подозреваемых во взяточничестве. «К сожалению, действующее законодательство предусматривает залог»,- подчеркнул Президент.

Отметим, что новый Уголовно-процессуальный кодекс (вступил в силу 20 ноября 2012 года) содержит норму об установлении судом обязательного залога при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей за ненасильственные преступления. Автор нового УПК Андрей Портнов советует главе государства не спешить отменять эту норму. «Думаю, что за счет быстрых арестов без состязательных судебных процедур, Президент может протянуть еще какое-то время на своей должности, потому что резонансные задержания кого попало будут нравиться соскучившемуся за зрелищами социуму. Но я бы советовал Президенту Украины не инициировать исключение из Кодекса этой нормы, потому что она еще пригодится ему самому. Например, вдруг какие-то репрессивно настроенные функционеры следующего режима захотят узнать, почему за последний год у всего украинского населения доходы упали, а у Петра Алексеевича — в девять раз выросли»,- написал Андрей Портнов у себя в Facebook.

Напомним, что Киевская кондитерская фабрика «Рошен» завершила 2014 год с чистой прибылью 34,8 млн грн, что примерно в 8,9 раза больше по сравнению с 2013 годом.

Угроза Яценюку?

Генеральный прокурор Виктор Шокин пообещал, что привлечет к ответственности Президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка, если те совершат преступление. «Для меня нет неприкасаемых. Будет это Президент Украины, не дай Бог, конечно, премьер-министр, другое должностное лицо… Если он совершил какое-то преступление и подпадает под действие Уголовного кодекса — будет обязательно привлечен к ответственности», — заявил генпрокурор по телевизору. Однако, дел против Президента ГПУ не рассматривает. Она открыла уголовное производство по фактам злоупотреблений чиновниками Кабинета министров, которые привели к тяжелым последствиям. Начальник управления по расследованию коррупционных преступлений Павел Жебривский сообщил, что в течение месяца будет проверять факты возможной коррупции в Кабмине, которые были озвучены главой Госфининспекции Николаем Гордиенко. «На сегодняшний день проводится проверка. Мне дан месяц, чтобы проверить факты», — сказал Жебривский.

Отметим, 18 марта Николай Гордиенко сообщил о коррупционном ущербе в 7,6 миллиардов гривен, вдвое превысившем показатель 2013 года. «Коррупционные схемы в Украине возглавляет правительство Яценюка», — заявил тогда Гордиенко. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что от отмены залога может пострадать Арсений Яценюк и его «Народный фронт». «Рано или поздно  «Народный фронт» и премьер-министр будут в оппозиции, и против них тоже могут возбуждаться какие-то уголовные дела. Таким образом, они сами пострадают от этих же норм. Поэтому им наоборот нужно укреплять демократические принципы законодательства, состязательность сторон, права обвиненных лиц», — сказал он в комментарии ГолосUA.

Что хотят отменить

«Простым языком, противоречащая европейским стандартам инициатива Президента означает, что при наличии общественного запроса, но отсутствии доказательств, людей будут арестовывать на пару лет без приговора суда. На этом и будет держаться рейтинг правящей политической власти и сила правоохранительной системы в экономической и предпринимательской среде»,- считает Андрей Портнов. 

Разработанный им Уголовно-процессуальный кодекс ввел новую для Украины меру пресечения — домашний арест. Теперь подследственные, не совершившие насильственных преступлений, могут находиться дома. Им на ногу надевают электронный браслет. А содержание под стражей стало исключительной мерой пресечения. (СМ. ИНФОГРАФИКУ)

decoding="async" alt="" src="/images/items/2015-03/30/fgo0SKw0frsWb0Gs/image/1.jpg" />

Широкое применение получил  залог. Если ранее он  мог применяться только с разрешения прокурора, давшего санкцию на арест, то теперь арест применяется в исключительных случаях, если суд установит, что залог не способен обеспечить выполнение обязанностей лицом, которое подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Адвокат Андрей Осипов рассказал ГолосUA, что ранее залог практически не применяли. «Такая мера пресечения существовала лишь на бумаге. Залог не применяли или применяли крайне редко. Судьи боялись, что подсудимый сбежит. Теперь они не могут обойти залог, без веских аргументов прокуратуры»,- сказал он в комментарии ГолосUA.

Ни одного дела с обвинительным актом

Андрей Портнов считает, что Президент инициирует отмену залога из-за отсутствия реальных успехов в борьбе с коррупцией. «Такие идеи Президент Украины продвигает в связи с тем, что вверенные ему органы государственного обвинения практически не отправили в суд ни одного дела с обвинительным актом, не инициировали обещанных конфискаций и заочных судебных процессов. Потому что, для этого нужно доказывать вину человека и усердно работать»,- отметил он.

Напомним, что 7 октября 2014 года Верховная Рада приняла закон о неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления. 21 октября 2014 года его подписал Президент. «С завтрашнего дня у нашей прокуратуры, следственных органов, судов наконец-то появится возможность на открытом заседании посадить на скамью подсудимых и привлечь к ответственности тех, кто грабил наш народ, сделать соответствующие шаги в отношении их имущества, если оно приобретено нечестным образом, относительно ареста их счетов»,- заявил  тогда Порошенко. Он обещал судебное заседание именем Украины, «которое привлечет к ответственности и осудит тех преступников, которые виновны в том, что происходило на Майдане в феврале». Но этого пока не произошло.

Кому мешает залог

Внесение в УПК нормы об обязательном залоге, по словам Портнова, проходило с трудом. «В 2011-2012 годах включение этой нормы в УПК стоило мне большого количества личных конфликтов с теми, кто возглавлял в те годы правоохранительные органы. В свое время, пришлось опираться и на поддержку экспертов Совета Европы и департамента юстиции США, в результате которой удалось не только провести эту норму через украинский парламент, но и защитить ее от исключения из Кодекса даже во времена прошлого Президента»,- рассказал он. Отсутствие обязательного залога, по его мнению, откроет путь для арестов. «Арест уже сегодня можно обеспечить быстро и легко, так как принятый президентский закон «О праве на справедливый суд» сосредоточил в президентских руках судебную власть и создал предпосылки для увольнения любого судьи через неконституционную процедуру их переаттестации»,- отметил Портнов.

Напомним, что закон «Об обеспечении права на справедливый суд» был принят 12 февраля и подписан Президентом 24 февраля. Закон предусматривает проведение конкурсного отбора, тотальную переаттестацию судей и список возможностей отстранения судей и привлечения их к дисциплинарной ответственностиРуслан Бортник отмечает, что норма о залоге соответствует  существует во всех европейских странах и США. «Это самая распространенная мера пресечения, которое позволяет избежать дополнительной нагрузки на государственную пенитенциарную систему и более гуманно подойти к правам человека, который обвинен, но еще не осужден. В нормальной системе права 30-50% обвиненных, потом оказываются невиновными», — отметил он в комментарии ГолосUA.

Читайте также по теме