Олег Пономарёв
14:14 11/09/2013

В аэропорту «Борисполь» охотятся за банковскими картами иностранцев

Похоже, что Международный аэропорт «Борисполь» может быть невольно втянут в весьма скандальную и неприятную историю: иностранцы, рассчитывающиеся за товары и услуги банковскими картами в терминале «D», рискуют потерять деньги из-за кибер-атак на свои счета. Нечто подобное недавно произошло в аэропорту с гражданином Израиля, который и обратился к корреспонденту ГолосUA.
Кофе стоимостью в $1000
Данная история, весьма распространенная не только в Украине, но за ее пределами, в очередной раз заставляет задуматься о безопасности своих сбережений.
Гражданин Израиля Илья Ш. находился в Украине в отпуске с 22 августа по 1 сентября 2013 г. За все покупки он рассчитывался только наличными и нигде не «светил» банковские карты или их номера.
1 сентября, за 3 часа до вылета в Тель-Авив мужчина решил выпить кофе, но наличных гривен на тот момент у него уже не было. Расположенный в зале отлетов терминала «D» кафетерий «Генри» к его удивлению не принял карточку «American Express», а вот транзакция по карте «Master card» крупнейшего израильского банка «Bank Hapoalim» (кредитная компания «IsraCard») прошла без проблем.
«Меня еще тогда удивило, почему я должен набирать пин-код, если только рассчитываюсь за товар, а не снимаю наличные», — рассказал он.
Заплатив 103 грн. и получив чек, Илья спокойно допил свой кофе и улетел домой.
Спустя 8 дней ему позвонили из страховой компании и сообщили, что карта была заблокирована по причине «нетипичной активности». Система безопасности банка зафиксировала попытку снятия со счета $1000, хотя с момента отлета из Украины и до момента звонка картой мужчина не пользовался. Более того, Илья еще раз подчеркнул, что рассчитывался данной картой в Украине только единожды — в аэропорту, в том самом кафе и нигде больше. Благо, попытка снятия наличных не удалась, а вот осадок, как говорится, остался.
Корреспонденты ГолосUA обратились за комментариями к пресс-секретарю Международного аэропорта «Борисполя» Оксане Ожиговой.
По ее словам, подобные вещи бросают тень на репутацию аэропорта, но виновным в подобном аэропорт быть не может.
«Данное кафе принадлежит кейтеринговой компании «DO&Со-Киев» (ранее работавшей под названием «Киев-Кейтеринг, — прим. ред»). Никакого отношения, а уж тем более влияния на деятельность кофейни аэропорт не имеет. У нас есть только договора об аренде площадей. Ни на ценовую политику, ни на внутренние дела арендаторов мы не влияем», – отметила О. Ожигова и посоветовала обратиться с запросом в компанию «DO&Со».
Эксперт: В попытке кражи может быть замешано кафе
Связана ли как-то компания с кибер-воровством или у нее имеются прорехи в системе безопасности – вопрос остается открытым. А вот то, что ответственность за попытку украсть деньги со счетов клиента солидарно несет как кейтеринговая компания, так и украинский банк, проводивший транзакцию, – однозначно.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA выразил правозащитник Эдуард Багиров.
«Иностранец, который рассчитывается картой в аэропорту, всегда будет говорить, что украсть деньги у него пытались не в определенном кафе, а в аэропорту «Борисполь», а это уже бросает тень на имидж самого аэропорта. И если за рубежом разразится скандал, то невольно в нем будет замешен аэропорт целиком, а не официанты или сотрудники, которые могли бы попытаться несанкционированно снять информацию о карте. Хотя сама схема распутывания подобных дел довольно длительна. Понимая, что иностранцы через час-два улетают и многие жалобы не напишут, некоторые дельцы небезосновательно рассчитывают, что их преступная деятельность раскрыта не будет», – отметил Э. Багиров.
По его словам, такие махинации не только портят имидж государства и аэропорта. Для украинских правоохранителей раскрытие и предупреждение таких преступлений должно быть делом чести.
«Я понимаю, что в системе расчетов могут быть «проколы», но человек рассчитывался конкретной картой на конкретном терминале. Было там считывающее устройство, не было – это вопрос не к владельцу карты, а к банку-резиденту, проведшему платеж. То есть, иными словами, виновными в данной атаке на счет может быть как кафе, так и украинский банк. Но кафе виновато, все-таки, больше. Если будет доказано, что несанкционированный съем информации о карте произвел бармен или официант, то к уголовной ответственности можно привлечь того человека, который эту карту в руки брал и передал информацию третьим лицам», — заявил Э. Багиров.
Заместитель директора «DO&Со-Киев» Иван Волощук категорически опроверг любые намеки на возможную причастность компании или сотрудников кафе к попытке снятия денег со счета клиента.
«Я не могу понять, причем здесь мы? У нас в кафе стоят терминалы «Укрсоцбанка», (группа UniCreditBank, — прим. авт.), поэтому все вопросы адресуйте им», — возмутился И. Волощук.
В «Укрсоцбанке» были крайне встревожены данной информацией, однако определить в краткие сроки, где могло бы иметь место вмешательство в систему банка, в финучереждении не смогли.
«Банк-эмитент («Bank Hapoalim» — прим. авт.) должен обратиться к нам с официальным запросом на проведение внутреннего служебного расследования. Только тогда мы сможем сказать, кто виновен в попытке хакерской атаки на счет клиента», — заявили нам в украинском банке.
Ежегодно в Украине фиксируется 1,5 тысячи хакерских атак
Согласно последним отчетам, в Украине ежегодно фиксируется около 1,5 тыс. серьезных прецедентов хакерских атак.
Об этом рассказал директор «Ассоциации технологии Украины» Виктор Валеев.
В основном, хакеры атакуют ресурсы, связанные с электроникой и деньгами. По словам В.Валеева, пока что это только атаки одиночек или хакерских групп, которые нельзя отнести к глобальным угрозам.
Эксперт заверил, что система кибербезопасности страны может быть построена только при объединении усилий государственных органов власти и частного сектора.
Что же касается потенциальных угроз для Украины, то это, по словам эксперта, могут быть хакеры-«одиночки», организованные преступные хакерские группы, а также специально созданные для этой цели подразделения крупных развитых стран с достаточным финансовым и техническим ресурсом.
Официальные сводки свидетельствуют, что украинцы пока что не сильно страдают от мошенников — в 2012 г., по информации Нацбанка, потери составили менее 0,002% от общего оборота по платежным картам. С другой стороны, оборот этот весьма внушительный — более 91,5 млрд. грн, по итогам прошлого года. Выходит, что мошенники увели со счетов около 2 млн. грн.
Мошенники все чаще используют для выуживания денег с карточек технологию скимминга. Как сообщил начальник Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины Максим Литвинов, в 2007–2010 гг. правоохранители зафиксировали 31 случай установки на банкоматы скиммеров (видеокамер или накладок на клавиатуру). В 2011 г. таких случаев было уже 45, в 2012 — 73, а за пять месяцев 2013 г. такие устройства обнаружили на 140 банкоматах страны.
Правоохранители и банкиры в унисон утверждают, что по мере развития платежных систем в Украине будет расти и количество попыток злоупотреблений. Правоохранители уже заявили, что превентивные меры — задача каждого. И создали в помощь украинцам сайт «Антикибер» (совместный проект Независимой ассоциации банков Украины, НБУ и МВД), где подробно расписали схемы мошенничества с платежными картами, для каждой из которых даже существует свое название.

Читайте также по теме