Лживость политиков уже давно никого в Украине удивлять не должна. Практически все, что они обещают народу во время предвыборной кампании, тут же забывается после выборов. Особенно это касается роста благосостояния граждан.
Уже третий год подряд базовые социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальная зарплата и минимальная пенсия) остаются неизменными. Работающим государство предлагает прожить на 1218 гривен, а пенсионерам – на 949 гривен. И, поскольку очередные парламентские или президентские выборы еще не скоро, власти вдохновенно врут о том, что никак не могут себе позволить эти стандарты поднять.
Так, 7 июня министр финансов Украины Наталия Яресько заявила: «Я очень хочу как можно скорее индексировать социальные выплаты, мы понимаем важность поддержки граждан. Но реального профицита бюджета нет. Если я увижу какие-то увеличения поступлений от детенизации, уничтожения «налоговых ям», контрабанды или каких-либо других на сегодняшний день не предусмотренных источников, готова пересматривать соцвыплаты», — сказала Яресько. Через 5 недель Конституционная комиссия, которая вообще-то должна заниматься изменениями в Основной Закон, а не экономикой, обнародовала следующие данные: «За январь — июнь текущего года в общий фонд местных бюджетов (без учета трансфертов) поступило 44,6 млрд грн, что составляет 60,7% от годового объема поступлений, утвержденного местными советами. Прирост поступлений в общий фонд против января — июня прошлого года (в сопоставимых условиях и без учета территорий, не подконтрольные украинской власти) составил 37,7% или + 12,2 млрд грн».
То есть избыток денег – появился. Правда, «с какого-то перепугу», «эксперты» КК решили, что такое увеличение доходов местных бюджетов стало следствием децентрализации. Лживость данного утверждения очевидна любому, кто хоть немного разбирается в экономике и следит за политическими процессами в стране. Во-первых, никакой «децентрализации» в Украине в первой половине 2015 года не было. А даже если считать таковой принятый несколько недель назад закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, то на доходы бюджетов других регионов это никак повлиять не могло. Во-вторых, и в первом и во втором кварталах текущего года ВВП Украины – падал, а значить рост доходов в номинальном выражении оказался возможен только за счет трехкратной девальвации гривны и почти 60%-ой инфляции (январь-июнь 2015 к аналогичному периоду 2014 года). В-третьих, при таких показателях ослабления национальной валюты и росте цен, увеличение доходов бюджетов на 37% в абсолютном выражении говорит о реальном падении их минимум на 23% (60% инфляции – 37% «роста»). А если учесть падение ВВП, то к инфляционному фактору следует прибавить еще и увеличение налоговой нагрузки. Рост же фискального давления на бизнес уже привел к закрытию и банкротству предприятий, оттоку инвестиций из страны и увеличению количества предприятий, работающих с убытками.
Тем не менее, 12,2 млрд грн «лишних» денег – появились. И именно эта сумма, по словам премьера, необходима для индексации зарплат и пенсий. 20 июля, в ходе заседания коллегии Минсоцполитики, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил: «Мы должны провести индексацию в соответствии с принятым законом с 1 декабря. В моих интересах, как премьер-министра, найти средства на индексацию… По разным оценкам, на индексацию нам необходимо дополнительно около 12 млрд грн».
Но ни эти деньги, ни лежащие на счетах Госказначейства по состоянию на начало июля 20 млрд грн правительство тратить на индексации зарплат и пенсий сейчас не собирается. Точно также, как оно и не собирается платить по внешним долгам, угрожая кредиторам введением моратория на выплату долгов. На повышение обороноспособности страны эти деньги также Кабмин выделять не хочет, по крайне мере на 20 июля в Верховной Раде не зарегистрирован ни один законопроект правительства с соответствующими изменениями в госбюджет.
Остается единственное объяснение: профицит бюджета кто-то собирается просто прикарманить. Потому и не тратятся эти средства ни на что полезное для граждан и государства.