Президент Эстонии озвучила сомнения в перспективах вступления Украины в НАТО, и оценила срок вступления в ЕС – 20 лет. Украинские лидеры мнений разделились: одни говорят, что подобные заявления на руку Кремлю, а другие отмечают, что «только настоящий друг и союзник может сказать правду в лицо».
«Нужно сначала дождаться поворота истории»
Президент Украины Владимир Зеленский утвердил стратегию внешнеполитической деятельности. В ней указано: «В основе внешнеполитической деятельности Украины – стратегический курс государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе (ЕС) и в Организации Североатлантического договора (НАТО), закрепленный в Конституции Украины».
Накануне вышло резонансное интервью президента Эстонии Керсти Кальюлайд, где она заявила о том, что Украина может не торопиться в ЕС и НАТО – в ближайшее время туда не примут. Кроме того, она сообщила, что советует эстонским бизнесменам не вкладывать деньги в экономику Украины – слишком велик риск эти деньги потерять.
Интервью вызвало критику в украинских политических кругах. Так, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сказала СМИ, что «заявления о невозможности интеграции из-за конфликта только дают сигнал Кремлю, что их тактика поддержания конфликтов для сохранения своей сферы влияния работает».
В соцсетях высказывали мнение о недостаточном политическом весе эстонского лидера. «Кабинет министров Эстонии заседает в двухэтажном строении с 7-ю окнами и 4-мя паркоместами перед ним. У меня во дворе трансформаторная будка больше, чем здание кабинета министров Эстонии. Это микространа», — написал в Facebook политик Игорь Шевченко.
Тем не менее, решения в НАТО принимаются консенсусом. Если хотя бы одно из государств-членов против, решение не принимается. Например, Венгрия таким образом заблокировала работу комиссии Украина-НАТО на министерском уровне, протестуя против украинского закона об образовании, который по мнению Будапешта, нарушает права венгерского меньшинства в Украине.
О консенсусе, в частности, сказала президент Эстонии. «Мы поддерживаем все шаги Альянса, помогающие Украине сблизиться с НАТО и защитить себя. Какие возможности будут реальными – посмотрим. Поскольку в НАТО решения принимаются только консенсусом», — подчеркнула она.
На прямо поставленный вопрос: возможно ли стать членом НАТО, когда у государства есть оккупированные территории, Президент Эстонии ответила: «Нужно сначала дождаться поворота истории – именно поэтому я не говорю, что вы можете рассчитывать (на членство в НАТО), пока Украина не восстановит контроль над всей своей территорией. Как это восстановление должно произойти – мы пока не знаем».
Стоит напомнить, что курс Украины в НАТО был внесен в Конституцию Украины в феврале 2019 года, в преддверии президентских выборов. Экс-президент Петр Порошенко обещал, что в случае избрания его президентом Украина может стать кандидатом в члены ЕС и получить план действий по членству в НАТО.
Верховная Рада прошлого созыва приняла обращение к лидерам и парламентам государств-членов НАТО, Североатлантического совета и Парламентской ассамблеи НАТО с просьбой предоставить Украине план действий по членству на саммите Альянса в Лондоне в декабре 2019 года. План действий Украина не получила — вопрос не рассматривали.
О своем желании вступить в Североатлантический Альянс заявляет не только Украина. Например, в Грузии 5 января 2008 года одновременно с президентскими выборами проводился референдум, по результатам которого за присоединение к НАТО высказались 77 процентов грузинских избирателей. Референдумом сопровождалось избрание на второй срок Михаила Саакашвили, но вступлению в НАТО он не помог.
Для сравнения: по данным Центра Разумкова, за май 2021 в Украине 48% поддерживают вступление в Альянс. Членство в Европейском Союзе готовы поддержать 54% украинцев.
В Европе Грузию, Молдову и Украину рассматривают в контексте политики «восточного партнерства». Поэтому, говоря о расширении ЕС в своем интервью, президент Эстонии упомянула о трех страх сразу. «Для вступления в ЕС нужно выполнить массу условий, а ни одно из этой тройки государств, будем говорить откровенно, не готово выполнить критерии членства», — сказала она.
«Все об этом знают. Просто вслух сказать неудобно»
Президент Эстонии предположила некий новый формат сотрудничества с тройкой государств, которые имеют европейские амбиции – Украиной, Молдовой, Грузией. «Вам понадобится, наверное, лет 20, пока вы придете к этой готовности. Поэтому, возможно, действительно есть смысл найти некий промежуточный вариант, который поможет Украине, Молдове или Грузии сотрудничать с ЕС так, как вы хотите. В конце концов, ваши экономики и без того сейчас интегрируются с экономикой Евросоюза!», — казала она.
Так, Керсти Кальюлайд фактически напомнила, что экономически государства и так входят в Зону свободой торговли в рамках ассоциации с Евросоюзом. «Однако ни одна из этих трех стран не готова к членству. Все три страны имеют проблемы с системой правосудия», — отметила госпожа президент.
Адвокат Максим Могильницкий прокомментировал в Facebook, что ни быстрой, ни тем более эффективной судебную защиту по-украински считать нельзя. «Тяжбы растягиваются на годы, а кое-где правосудие не осуществляется вовсе из-за отсутствия судей. Судебное решение постепенно становится абсолютно бесполезным документом. Даже если человек трижды прав и судебное решение это подтверждает, то нет гарантий, что оно будет исполнено».
Адвокат упомянул «фактор СНБО и наплевательское отношение к собственной Конституции». Он отметил, что сегодня уже никто не может быть уверенным, что не окажется под санкциями СНБО, которое заседает по пятницам.
«И с каждой пятницей ситуация лишь усугубляется. Парламент регулярно принимает неконституционные законы, отменить которые невозможно ввиду отсутствия твердой уверенности в легитимности нынешнего состава Конституционного Суда. Убежден, что ни один «патриот», оскорбленный словами госпожи президента, не инвестировал бы и десяти гривен в страну, подобную сегодняшней Украине», — отметил он.
Этим замечание адвокат прокомментировал слова эстонского президента о том, что она не советует эстонцам инвестировать в Украину из-за риска потерять деньги. По словам Керсти Кальюлайд, бизнес в Украине не чувствует себя безопасно. Это связано с отсутствием справедливости судебной системы.
«Я, как президент Эстонии, много занимаюсь экономической дипломатией. Поэтому я советую своим гражданам: торгуйте с Украиной, но не инвестируйте туда. Потому что вы можете потерять инвестиции. У нас уже были такие случаи, когда наши люди теряли здесь собственность. И даже получив решение арбитража в свою пользу, так и не смогли вернуть свое имущество», — сказала президент Эстонии.
Инвестбанкир Сергей Фурса считает ее слова справедливыми. «Только настоящий друг и союзник может сказать правду в лицо. И это правда остается правдой, даже если она нам очень не нравится», — написал он в соцсети.
Фурса высказал мнение, что Украина бедна, потому что не приходят инвесторы. «Потому что, кто приходил, мы «кидали». Вместе с судьями, прокурорами, депутатами. И пока они не почувствуют, что здесь безопасно, никто не придет», — считает эксперт.
Банкир считает, что 20 лет до вступления в ЕС, то это еще оптимистическая оценка. «И это тоже правда. И все об этом знают. Просто вслух сказать неудобно», — резюмировал он.