Ежегодно перед началом отопительного сезона власти городов рапортуют, что все коммунальные системы, согревающие жилые дома, готовы практически на 100%. Впрочем, когда зимой наступают трескучие морозы, не всегда в наших квартирах сохраняется комфортная температура. К примеру, в прошлом году только в столице десятки киевлян жили в ледяных помещениях, и власти лишь разводили руками. Нынешней зимой слишком сильных морозов в Украине еще не было, но "ГолосUA" заранее решил рассказать своим читателям, как заставить коммунальщиков нормально отапливать квартиры.
ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ…
Украинцам должны бесперебойно предоставлять услуги по централизованному отоплению квартир в течение всего отопительного сезона согласно Постановлению Кабинета министров № 151 от 17.02.2010 г. Лишь некоторые другие постановления Кабмина указывают, что исполнитель услуги по отоплению может освобождаться от ответственности за холод в квартирах в случае, допустим, техногенной катастрофы. Впрочем, давайте вернемся к более земным аспектам.
Жильцы также не могут предъявлять претензии коммунальщикам, если раз в месяц 12 часов в сутки у них не отапливается квартира. Наверняка чиновники решили, что таким образом коммунальщикам можно сделать поблажку, мол, от прорыва старой теплоцентрали никто не застрахован.
В то же время, согласно нормативам, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 18 градусов. Но это при условии утепления квартиры, то есть заклеивания щелей в окнах и на входных дверях. Хотя, с другой стороны, во многих квартирах уже давно стоят стеклопакеты, у которых нет щелей, пропускающих холод.
А вот в угловых комнатах квартиры должно быть не меньше 20 градусов тепла.
В случае, если в квартире холоднее вышеуказанных параметров, жильцы в первую очередь имеют право на снижение платы за отопление на 5% за каждый градус отклонения от норм в течение всего периода «ненормальной» температуры.
Кроме этого, в квартирах, где температура воздуха ниже 12 градусов, а в угловых комнатах ниже 14, то жильцы таких «холодильников» вообще не должны платить за отопление. В том же Киеве в прошлом году были такие случаи…
ЧИНОВНИКИ БЕЗДЕЙСТВУЮТ – СУДИТЕСЬ С ЖЭКОМ
Но как же добиться того, чтобы за оказанную не в полном объеме услугу вам скостили оплату?
По словам члена комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ Александра Клюса, нужно сразу обратиться по телефону к балансодержателю дома, в большинстве случаев это – ЖЭК, и сообщить о вашей проблеме.
Согласно Постановлению Кабмина № 630 от 21.07.2005 г., коммунальщики обязаны немедленно сообщить причину снижения температуры в квартире – например, что это произошло из-за аварии.
Если же исполнителю услуги неизвестно о причинах низкой температуры, он в случае надобности даже может явиться к потребителю и замерить температуру воздуха в квартире.
Если же представители ЖЭКа говорят, что их градусники показывают «нужную» температуру, с которой не согласен потребитель, назначается повторная проверка, но уже в присутствии уполномоченного представителя, к примеру, районной администрации, а также представителя объединения потребителей. Далее они должны решить, как делать перерасчет за отопление.
Впрочем, что же делать, если к вам изначально отказались приходить представители ЖЭКа?
«Жильцы квартиры сами имеют право составить соответствующий акт-претензию в свободной форме, который должны подписать два свидетеля, те же соседи, тогда он считается действительным», — говорит Александр Клюс.
В акте следует указать, какая температура воздуха в комнате (замерить ее градусником, чтобы это увидели свидетели). Также нужно написать, сколько дней не было нормативной температуры воздуха в квартире.
После этого, добавляет Клюс, нужно нести этот акт в ЖЭК, где его должны зарегистрировать и «пробить» входящий номер заявления с датой его принятия.
Также следует сделать копию зарегистрированного акта для себя. После этих процедур коммунальщики обязаны уменьшить плату за отопление. Зачастую, это учитывается в счет последующих платежей.
Но все мы знаем, как относятся к людям в ЖЭКах… В большинстве случаев нахамят, а то и пошлют подальше!
«В ЖЭКе просто не имеют права отказать в регистрации вашего акта, — заявил "ГолосUA" юрист Андрей Верба. – Но если это все же произошло, желательно выяснить фамилию и должность работника ЖЭКа, который отказался принимать ваше заявление. После этого нужно сразу обращаться в прокуратуру района, в котором находится жилконтора. Там точно разберутся».
Впрочем, перерасчет перерасчетом, но нужно ведь добиться еще, чтобы вам все-таки повысили температуру воздуха в квартире.
Александр Клюс советует идти на прием в районную администрацию и жаловаться, а лучше коллективно, ведь зачастую не только в одной квартире будет холодно, но и в соседних тоже.
«По закону балансодержатель в любом случае должен привести температуру воздуха в квартирах жильцов к санитарным нормам», — подчеркивает Клюс.
Подытоживая, добавим, что если на всех уровнях чиновники бездействуют, то юрист Андрей Верба советует судиться с ЖЭКом.