28 октября в выставочном зале на четвертом этаже Украинского дома, который фактически уже 8 лет является временным пристанищем Музея истории Киева, открылась выставка, посвященная нашему знаменитому земляку Федору Эрнсту. Выдающийся историк и теоретик искусства, деятель украинской культуры, основатель отечественного музейного дела, корифей первого общедоступного музея Киева (сейчас Национальный художественный музей Украины) — он был одним из тех, кто ценой своей жизни отстоял для потомков уникальные памятники историко-культурного наследия.
На передовой культурного фронта
Выставка, открытая в день 120-летия этого незаурядного киевлянина (обрусевшего немца по происхождению), называется «В обороне украинского наследия». Это цитата из монографии доктора исторических наук Сергея Белоконя, который одним из первых начал исследовать и писать об Ф. Эрнсте, чье имя было вычеркнуто из украинской истории на много лет, подобно десяткам других имен. В частности, единомышленников и соратников Федора Эрнста — Николая Биляшевского и Даниила Щербаковского, жизнь и деятельность которых тоже были посвящены спасению и исследованию историко-культурных ценностей, поиску и возврату Украине ее исторических и художественных сокровищ. Именно они втроем приложили немало усилий для создания коллекции первого Городского музея, на основе которого в советское время сформировалось несколько Национальных музеев — Исторический, Художественный, Народного декоративного искусства и Тараса Шевченко.
Федор Людвигович был одним из самых активных сотрудников Всеукраинского комитета охраны памятников истории и старины, много лет работал на должности ученого эксперта сначала во Всеукраинском, а затем в Киевском губернском комитете охраны памятников искусства и старины. За это время осуществил детальное описание лучших архитектурных памятников и монументов Киева, большинство из которых не сохранились до наших дней. Кроме того, ученый входил в состав Чрезвычайной комиссии по учету, охране и реквизиции памятников искусств Киевской области и неоднократно выезжал в экспедиции по губернии. Благодаря его кропотливой деятельности было обследовано около сотни брошенных частных помещений, и спасено значительное количество историко-художественных ценностей, переданных в основанный в июне 1919 года Государственный музейный фонд.
Нередко вместе с коллегами ученому приходилось в буквальном смысле воевать за сохранение от разрушения, перестройки или ненадлежащего использования выдающихся историко-культурных сооружений: Кирилловского монастыря, Лаврской колокольни, Владимирского собора в Киеве, дома П. Пестеля в Тульчине, Бернардинского монастыря в Заславе, Покровской церкви в селе Вороньки Нежинской округи и т.п. При его участии было образовано несколько историко-культурных заповедников на территории бывших монастырей (Елецкого, Новгород-Сиверского, Кирилловского и в Киево-Печерской лавре).
Но, как ни парадоксально, именно эта кипучая деятельность стала причиной ареста Федора Эрнста, которого обвинили в контрреволюционной деятельности и создании «враждебного очага в музее». Как известно, в начале 1930-х годов в Украине начались чистки кадров Наркомата образования, которые вылились в тотальный погром всей культурной жизни в республике, а все главные музеи были объявлены «ячейками расположение националистических сил». В частности, Эрнсту приписывалось «вредительское с политической стороны отношение к памятникам бывшего культового назначения», за что в 1933 году его уволили из музея и арестовали. Для ученого это был второй арест, (первый был еще в 1914 году при царской власти, когда его арестовали, как немецкого шпиона и выслали из Киева на три года). Во второй раз «враг народа» тоже отделался тремя годами на Беломорканале и высылкой в Алма-Ату. Здесь усилиями Эрнста была создана Казахская национальная художественная галерея, в которой ученый некоторое время даже занимал должность заместителя директора. Но из-за ареста жены он снова был вынужден принудительно выехать в Уфу, где его в третий арестовали и расстреляли 28 октября 1942 года (фальсифицированная дата — август 1949).
Следуя традициям
Выставка «В обороне украинского наследия», инициированная сотрудниками музея истории Киева, тоже посвящена теме сохранения памятников материальной и духовной культуры Украины, которая сегодня не менее актуальна, чем в начале прошлого века. И не только потому, что она впервые представляет уникальные фотографии и документы, раскрывающие научный и жизненный подвиг Ф. Эрнста и его друзей и коллег, репрессированных и уничтоженных тоталитарным режимом в 1920-30 годы. Кстати, экспонаты здесь, действительно, раритетные : вещи, которых касалась рука ученого, его записи, несколько редких фотографий, экземпляр уникального довоенного издания проводника (путеводителя) «Киев», который даже современные киевоведы считают непревзойденным. К сожалению, и этому научному исследованию Эрнста о Киеве, как и его автору, была уготована печальная судьба: сразу после выхода в свет книга оказалась в спецфондах, там, где они были организованы, а в библиотеках ее просто уничтожали. Поэтому до настоящего времени сохранилось лишь несколько экземпляров этого уникального путеводителя, за который букинисты просят немалые деньги.
Эти и другие экспонаты были предоставлены Музею истории Киева из ведущих столичных музеев, история которых связана с деятельностью Эрнста: Национального художественного музея, Национального музея истории Украины, Национального музея декоративного искусства, а также из Научного архива Института археологии НАН Украины, Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского, «Музея Ивана Гончара», Института рукописей НБУВ и частных собраний.
По материалам выставки можно проследить, как Ф. Эрнст с коллегами собирал, изучал, оберегал памятники историко-культурного наследия Украины, внося весомый вклад в создание и спасение музеев Киева и всей страны. Именно на этом акцентировали внимание кураторы выставки — научные сотрудники музея истории Киева Ольга Друг и Вера Павлова. «Конечно, мы живем не в такое жестокое время, как герой нашей выставки Федор Эрнст — отмечают они, — сегодня музейщиков не ставят к стенке. Но наши памятники и музеи уничтожаются другим способом, более циничным и преступным: нас ограничивают в финансировании, не дают средств на развитие, забирают помещения. И ситуация с Музеем истории Киева является наглядным примером отношения власти к проблемам музейщиков и культурно-исторического наследия, в частности».
Неосуществленные проекты
Интересно, что среди памятникоохранных проектов, разработанных Ф. Эрнстом с единомышленниками в конце 20-х — начале 30-х годов, наиболее грандиозным был план создания заповедника «Киевский Акрополь», который должен был организационно объединить охрану выдающихся памятников культовой архитектуры старой части города. Кстати, экспозицию музея «Киевский Акрополь» предлагалось расположить в Десятинной церкви (в те времена на месте сегодняшних раскопок на Старокиевской горе еще стояла церковь, построенная в 1842 году по проекту петербургского архитектора Стасова, которую уничтожили в 1928 году).
Федор Эрнст старался всячески возвысить общекультурное значение Верхнего города Ярослава: «Это был настоящий акрополь, — читаем в его знаменитом проводнике «Киев», изданном в 1930 году, — откуда власть имущие слои тогдашнего государства следили как за Подолом (где сосредоточено было торговое, ремесленное и трудовое население), так и за всей державой». Интересно, что автор пытался популяризировать эту идею даже на уровне бытовом, к примеру, в его дневнике есть и такая запись: «Экскурсия по акрополю с гидами «Интуриста». Но добиться создания в Киеве в 30-х годах еще одного заповедника, подобного по масштабам музейному городку (который был устроен на территории Киево-Печерской Лавры) было уже невозможно. Киевский Акрополь никогда не быв конституирован как заповедник. Если бы этот проект был утвержден в таком виде, как его видел Эрнст, возможно, удалось спасти от гибели Михайловский Златоверхий собор, Трехсвятительскую, Георгиевскую, Десятинную и Стретенскую церкви, уничтоженные в годы антирелигиозной кампании.
Символично и то, что сегодня этот неосуществленный проект Ф. Эрнста тоже актуальный, учитывая, происходящее с Десятинной церковью и другими историческими объектами. Но, к сожалению, приходится констатировать, что и нынешняя киевская власть не слишком проникается проблемами сохранения старины, фактически одобряя своим невмешательством разрушение особняков и уничтожение уникальных архитектурных памятников. Но, хотелось бы надеяться, что следующие поколения киевлян все-таки смогут гордиться нашим славным древним городом. И с благодарностью будут вспоминать имена таких людей, как Федор Эрнст, которые старались сберечь Киев, по крайней мере, в таком виде, который им довелось видеть, даже самой высокой ценой — своей жизни