- Заручиться словами одобрения и получить еще один голос в свою пользу на заседаниях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций – такова неофициальная цель сегодняшнего визита в Пекин министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. По официальным данным, глава российского внешнеполитического ведомства намерен обсудить с руководством КНР «насущные вопросы, ответа на которые сегодня ждет мировое сообщество». Это якобы и двустороннее взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и создание специальной комиссии по иранской ядерной программе, и, наконец, выработка общего коммюнике по прошедшим в Афганистане президентским выборам. Впрочем, как отмечают аналитики, Лавров направляется в Китай, главным образом, для того, чтобы в лице этого государства обрести надежного союзника в моральном и политическом противостоянии с Соединенными Штатами.
- Общаясь накануне со своим американским коллегой, президент РФ Владимир Путин весьма недвусмысленно намекнул Бараку Обаме, что в самое ближайшее время Москва получит еще один бонус в «игре за здравый смысл». Что именно в данном контексте подразумевается под этим словосочетанием, Владимир Владимирович не уточнил. Впрочем, это не обязательно. Нетрудно догадаться, что Москва сейчас явно рассчитывает на самую «активную помощь» в СБ ООН потенциальных единомышленников в борьбе за закрепление статуса Крыма в качестве новой республики РФ.
- Итак, давайте представим – кто может быть таковым? Главными союзниками Москвы на заседаниях высшей коллегиальной структуры ООН еще недавно были Иран и Сирия. Но вот ведь незадача – из-за продолжения разработки Тегераном его ядерной программы ИРИ лишился основного права в том же Совете Безопасности. Не прекращающаяся вот уже четвертый год гражданская война в САР автоматически сняла с Дамаска его ранее внушительные полномочия на сессии СБ. Остается Китай, как главный гарант непринятия Организацией санкций против Москвы.
- Как ожидается, уже сегодня глава МИД России Лавров встретится с министром иностранных дел Китая Ваном И. Несмотря на то, что протокол переговоров пока не определен, а, следовательно, его текст не стал достоянием общественности, сам Лавров уже определил один из предметов предстоящего разговора. Он подчеркнул, что речь, безусловно, пойдет о «трудной общественно-политической ситуации» в нашей стране. «Мы [россияне] ценим взвешенную и объективную позицию Пекина по украинскому кризису, а особенно то, что Китай демонстрирует понимание всей совокупности соответствующих факторов, в том числе исторических», — сказал он в интервью пекинской англоязычной газете China Daily. Следует особенно отметить, что китайские журналисты уже усмотрели в этих словах более чем прозрачный намек на желании России привлечь КНР на свою сторону в пресловутом «украинском вопросе».
- Получится это у Лаврова или нет – пока не известно. Известно другое. На заседаниях ооновского Совбеза Китай не стал открыто поддерживать мнения России по проблеме Крыма, предпочтя в лучших традициях демократии высказаться о необходимости «полномасштабных переговоров» и «всесторонних консультаций» на уровне ООН и ОБСЕ. «Сегодня ситуация несколько изменилась, — сказал в комментарии ГолосUA американский политолог Уильям Коннолли. – Увидев, как отреагировали Соединенные Штаты Америки на фактическую аннексию Крыма, как использовали все свое влияние для того, чтобы ввести против Москвы экономические и – самое главное – политические санкции, эксперты в Пекине призадумались, опасаясь, что подобные санкции могут быть введены и против Китая». И это действительно так. Все дело в том, что Китай традиционно считает остров Тайвань, который негласно ассоциируют с Крымом, своей незаконно отделившейся территорией. Помимо прочего, у КНР есть свои автономные области, претендующие если не на полное отделение от метрополии, то, уж, по меньшей мере, на самоопределение и создании собственных структур власти с неограниченными полномочиями. Наблюдая подобную ситуацию, Вашингтон неоднократно предлагал «поставить Китаю на вид ущемление прав и свобод «не титульной нации».
- Есть и еще одна цель прилета Лаврова в Китайскую Народную Республику. Как ожидается, Сергей Викторович подготовит, образно выражаясь, почву для предстоящего официально визита в КНР Владимира Путина. Глава российского государства посетит Поднебесную уже в мае текущего года, но уже сейчас Владимир Владимирович утверждает, что Москва будет и в дальнейшем дружить с Пекином, и заручится его поддержкой не только в экономике, но и в международной политике. В финансовом плане у РФ и КНР все в порядке: страны наращивают объемы товарооборота и сотрудничество между совместными предприятиями. Насколько Китай поддержит Россию в дипломатической сфере, сейчас зависит от главы российского МИД.
Заместитель министра иностранных дел Евгений Перебийнис принял копии верительных грамот у новоназначенного...