Димитрий Бабич
07:00 01/12/2015

В шаге от геополитической трагедии: возможна ли война России и Турции

Катастрофа российского самолета Су-24, сбитого турецкими военными в минувший вторник в районе границы с Сирией, вот уже почти неделю держит в напряжении как ведущих мировых политиков и экспертов, так и обывателей. Главным вопросом, которым сегодня задается мировая общественность, является далеко уже не банальная тема "станет ли Россия наносить ответный удар по Турции и каковой в связи с последними событиями будет судьба антитеррористической коалиции, ведущей борьбу против исламских радикалов в Сирии и Ираке". Несмотря на громкие и, казалось бы, убедительные заверения президента РФ Владимира Путина о том, что его страна не намерена мстить Анкаре за уничтоженный самолет и погибшего российского пилота, никто не может гарантировать, что уже завтра Россия не атакует позиции турецкой армии. Наиболее пессимистически настроенные аналитики вновь заговорили об угрозе войны, которая из локальной может перерасти сначала в региональную, а затем — и в очередную мировую.

Складывается вполне объяснимое впечатление, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, лично отдавший приказ сбить злополучный российский самолет, и сам не ожидал столь широкого резонанса от подобного инцидента. Прежде всего, за разъяснениями к нему обратилось руководство НАТО. Североатлантический альянс, сразу давший понять, что не намерен из-за Анкары вступать в новое противостояние с Москвой, выразил свою крайнюю обеспокоенность по поводу возможных изменений формата бомбардировок баз "Исламского государства Ирака и Леванты' (ИГИЛ). Затем в дело вмешался официальный Париж — после переговоров со своим коллегой Владимиром Путиным президент Франции Франсуа Олланд предложил провести совместное тщательное расследование всех обстоятельств воздушного происшествия. Ситуацию, если так можно выразиться, усугубил Госсекретарь США Джон Керри, обмолвившийся, что Вашингтону в настоящее время крайне невыгоден военный конфликт Москвы и Анкары в непосредственной близости от арабского мира. И, наконец, дело довершила сама РФ, которая немедленно ввела политические и экономические санкции против ТР, а также вернулась к системе визового режима между двумя государствами. Помимо прочего, россияне оставили за собой право укрепить собственные военные базы в Сирийской Арабской Республике, а также Армении (опять-таки на границе с Турцией). Сам Владимир Путин отказывается от прямых переговоров с Эрдоганом.

Таким образом, как утверждает западная пресса, амбиции российского президента натолкнулись на апломб турецкого лидера. В настоящее время Анкара, которая еще недавно рассматривалась Москвой в качестве регионального партнера, скрупулезно  ищет выход из сложившейся ситуации. Своим соратникам по НАТО турецкое руководство пояснило, что, по меньшей мере, десять раз предупреждало летчиков-россиян о недопустимости полетов в небе над ТР. На это из Москвы последовало напоминание, что не так давно самолеты ВВС Турции "заблудились" в небе над Арменией, и лишь по счастливой случайности они не были сбиты.

"В ближайшем будущем и Россия, и Турция в лучших традициях своего упрямства и нежелания хоть в чем-то уступить друг другу, продолжать "бряцать оружием" , — сказал в комментарии ГолосUA американский эксперт Роберт Коннолли. — Малейшая искра, высеченная из этого противостояния, грозит серьезными неприятностями, по меньшей мере,  для шести стран". По мнению аналитика, в конфликте с Москвой Анкару наверняка поддержат Саудовская Аравия и Катар, за РФ же "вступятся" Иран и Греция. Дальнейшее развитие конфликта не исключает участия в нем США и Великобритании.

А вот тогда можно будет смело сказать, что войну против ИГИЛ антитеррористическая коалиция проиграет: на борьбу с мировым экстремизмом у нее попросту не останется времени. Как бы там ни было, сейчас стороны заняли выжидательную позицию. Удастся ли потенциальным "арбитрам" примирить бывших партнеров — пока не знает никто.

Читайте также по теме