В Штатах «черная пятница»: налетай, торопись!

Американский День благодарения — выражение признательности Богу, семье и друзьям за материальное благосостояние и доброе отношение — имеет и свое «альтер-эго», так сказать, «темную» изнанку. Вслед за ним наступает так называемая «черная пятница» (Black Friday), обычай, появившийся в США еще в XIX веке — старт сезона грандиозных рождественских распродаж. Грандиозные скидки «черной пятницы» (до 70% на все товары) длятся всего один день.
Необычное название «Black Friday» появилось значительно позже, чем сама традиция — приблизительно в 60-е годы прошлого века. Возникло оно с «легкой руки» американских водителей, так как пробки на улицах мегаполисов в этот день многократно возрастали.
«Черная пятница» за десятилетия стала такой же составляющей местного патриотизма, как и вышеназванный День благодарения. Да и сам этот духовный праздник оказывается нередко скомканным и отодвинутым на задний план из-за нестерпимого желания американцев продавать и покупать. Некоторые магазины открываются не традиционно с утра в пятницу, а в уже в семь-восемь вечера Дня благодарения.
Воистину, в этот день американцы полностью оправдывают свой титул «общества потребления». Для того, чтобы не только «съесть вишенку» с торта, но и «слизнуть» все «сливки» огромных скидок, американские и канадские (так как этот день официально признан и в Канаде) шопоголики занимают очередь в магазины нередко еще с вечера, мерзнут на осенних улицах всю ночь и рано утром (в «черную пятницу» магазины открываются около 5-ти часов утра). Затем люди врываются в торговые залы, круша все на своем пути. При этом существует правило: по бросовым ценам выставляются товары лишь для первой десятки покупателей, а то и меньше, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давка, драками и стрельбой.
Человеческое месиво «заглатывает» все — подходящую и не подходящую по размеру одежду, посуду, предметы домашнего обихода, детские товары, а так же всякую дребедень. В частной беседе украинцы, мои близкие знакомые, ставшие очевидцами и участниками подобной распродажи в Лондоне (куда уже давно докатилась эта варварская заокеанская традиция) клятвенно заверили, что удовольствия от такого шоппинга — ноль. Объясняется это довольно просто: люди хватают все, что подвернется под руку. А найти товар, который подошел хотя бы по размеру, не говоря уже о других требованиях, практически невозможно.
Однако «черная пятница» — национальный американский вид спорта. Местные профессиональные шопоголики готовятся к «черной пятнице» даже тщательнее, чем ритейлеры — заранее составляют план покупок, разрабатывают маршруты шоппинга, подъезжая к магазинам ночью на автофургонах с кроватями и горячим кофе, заключают пари на то, кто больше сэкономит, и так далее. В общем, нам их не понять: загадочна американская душа…
Объемы продаж товаров в «черную пятницу» в США год от года растут, не взирая даже на мировой экономический кризис. Эту тенденцию подтверждают и данные статистики — численность желающих «шопинговать по-черному» увеличилась до 53% с прошлогодних 44%, считает консалтинговая компания Accenture. В 2011 году американцы истратили на распродаже $52.5 миллиардов, «средний чек» составил $398.62.
Несмотря на неизмеримо более низкий, чем в США, уровень материального благополучия, украинцы тоже «тянуться» за американской традицией распродаж — видимо, сказывается генетическая память о эпохе всеобщего дефицита. Сегодня многие западные бренды, магазины которых открыты в столице и других крупных городах, распродают свои коллекции со скидками.
Остается лишь добавить, что, в связи с кризисом, покупательная способность украинцев в последнее время значительно снизилась. И если ваш собственный кошелек еще «подает надежды» на приобретение обновок в сезон распродаж, радуйтесь — таких счастливчиков становиться все меньше. Красноречиво свидетельствуют об этом и полупустые магазины мультибрендовых торговых центров. Что, однако, (виват, шопоголики!) — дает надежду на большие скидки…

Читайте также по теме