ГолосUA
17:00 13/01/2024

В случае продолжения войны в 2025 году Украина рискует потерять граждан, имеющих статус временной защиты в ЕС

В случае продолжения войны в 2025 году Украина рискует потерять граждан, имеющих статус временной защиты в ЕС, пишет в аналитике на сайте Экономическая правда директор по научной работе Crowford Institute Татьяна Богдан.

По данным Агентства ООН по делам беженцев, 19 декабря 2023 года за границей находились 6 335 тыс. вынужденных переселенцев из Украины. В том числе в ЕС зарегистрировано 5 931,5 тыс. переселенцев из Украины со статусом временной защиты. Число внутренне перемещенных лиц в Украине составило 3,7 млн.

Среди стран ЕС больше всего наших граждан приняли Германия – 1 126 тыс., Польша – 957 тыс., Чехия – 373 тыс., Великобритания – 250 тыс., Испания – 186 тыс., Италия – 169 тыс., Нидерланды – 136 тыс., Словакия – 113 тыс.

По данным Евростата, 46,7% украинских граждан, получивших статус временной защиты в ЕС – женщины, 35,3% – дети, 18% – взрослые мужчины. Значительное количество взрослых граждан Украины, находящихся за границей, могло бы работать в разных отраслях национальной экономики. Если большая часть украинских мигрантов вернется на родину, наряду с инвестициями и трансфертом технологий это станет мощным фактором экономического роста.

Если же нет – после войны восстановление национальной экономики растянется на десятилетия, в значительной степени – вследствие дефицита трудовых ресурсов.

Эмпирические исследования указывают, что массовый возврат мигрантов в страну происхождения обычно положительно влияет на ее экономику из-за привнесения новых производственных навыков, технологических решений, международных сетевых эффектов и профессионального опыта, недостающего на внутреннем рынке труда.

По данным социологических опросов, более 76% украинских беженцев планируют вернуться домой. Однако с течением времени и с углублением адаптации беженцев к жизни в странах пребывания этот процент будет уменьшаться.

Существенным фактором, определяющим намерения и жизненные стратегии украинских мигрантов за рубежом, является их правовой статус. Сейчас большинство граждан имеют статус временной защиты, которая будет действовать максимум до марта 2025 года.

27 февраля 2022 года Совет по правосудию и внутренним делам ЕС запустил в действие механизм временной защиты для беженцев из Украины, а 4 марта он был активирован Европейским Советом (ЕС) через принятие решения №2022/382. С момента одобрения директивы ЕС в 2001 году она была задействована впервые.

Временная защита в ЕС предоставила украинским беженцам право на проживание и трудоустройство, доступ к социальному жилью, право на финансовую и медицинскую помощь, социальные услуги, а также свободу передвижения в пределах ЕС.

Принципиальным вопросом есть существование временных рамок для статуса временной защиты. Совет ЕС решил прекратить его действие позже 4 марта 2025 года. Директива Совета ЕС от 2001 года определила, что временная защита при любых обстоятельствах не может предоставляться более чем на три года, и она не может перезапускаться несколько раз в отношении одной категории перемещенных лиц.

Это связано с тем, что такие действия противоречили бы временному характеру статуса и нарушали конвенцию о статусе беженцев. После прекращения временной защиты гипотетически коллективные органы ЕС и национальные правительства государств-членов могли бы прибегнуть к принудительному возвращению граждан Украины на родину.

То есть, если российско-украинская война закончится до 4 марта 2025 года и Украина станет безопасной для возвращения, то Совет ЕС по предложению Еврокомиссии теоретически может принять решение о прекращении режима временной защиты.

Очевидно, такой подход, возможно, будет реализовать только после восстановления в Украине устойчивого мира. Проблемным аспектом при этом является то, что даже прекращение активных боевых действий в Украине не будет гарантировать продолжительный мир.

В таком случае отзыв режима временной защиты и принудительный возврат украинцев на родину могут быть классифицированы правозащитниками как нарушающие права вынужденных мигрантов. Поэтому эксперты рассматривают другие варианты, которые могут использовать органы Евросоюза и правительства стран-членов после 4 марта 2025 года.

Первый – применение коллективного подхода и упрощения процедур получения гражданами Украины юридического статуса убежища (asylum) в ЕС.

Второе – предоставление украинцам статуса долгосрочного резидента, что позволит им оставаться в Евросоюзе постоянно. Разновидности этого статуса включают гражданство и вариации, основанные на гуманитарных и семейных соображениях, а также связанные с образованием или длительным трудоустройством.

На самом деле, лица, которые воспользовались статусом временной защиты, и сейчас могут подать заявление на получение постоянного убежища в ЕС. Однако в будущем представление и проработка миллионов таких заявлений могло бы привести к коллапсу систем предоставления убежища в странах, принявших наибольшее количество украинцев.

Специалисты ЕС говорят, что рациональным решением проблемы перегруженности национальных систем предоставления убежища после марта 2025 стало бы бывшими носителями временной защиты определенной формы международной защиты (статус беженца или статус дополнительной защиты) на групповых началах.

В таком случае ходатайство о предоставлении убежища украинцам могли бы рассматриваться по упрощенным процедурам. Такой подход позволил бы сэкономить время, деньги и административные ресурсы государств-членов ЕС

Более реальной альтернативой статусу международной защиты для украинцев есть статус долгосрочного резидента. Ряд авторитетных аналитических центров в ЕС (Шведский институт исследований Европейской политики, Королевский институт международных отношений в Брюсселе) уже наметили свое видение путей предоставления украинцам долгосрочного резидентства после марта 2025 года.

Директива ЕС по долгосрочному резидентству (LTR) устанавливает, что лицо, легально и непрерывно проживавшее в стране ЕС в течение пяти лет, имеет право получить статус долгосрочного резидента.

Такой статус дает разрешение на постоянное проживание и гарантирует отношение как гражданам государств-членов ЕС во многих измерениях: доступ к рынку труда, возможность получения образования и профессиональной подготовки, признание профессиональных дипломов, право на социальное обеспечение и социальную помощь.

В настоящее время директива Евросоюза по долгосрочному резидентству не распространяется на граждан третьих стран, которым разрешено проживать в государстве-члене на основании временной защиты. Они не имеют права подавать заявление на статус долгосрочного резидента, а время проживания во временной защите не засчитывается до времени необходимого пребывания в стране (пять лет).

Однако последние предложения Еврокомиссии по обновлению директивы LTR предусматривают облегчение условий для получения статуса долгосрочного резидента, в частности, разрешение гражданам третьих стран накапливать периоды проживания в разных государствах-членах для выполнения требования по минимально необходимому сроку пребывания и учитывать все периоды легального проживания в стране, включая обучение и нахождение под временной защитой.

Оценки специалистов говорят о том, что даже при одобрении предложений Еврокомиссии в текущем виде оставалось бы несколько барьеров для предоставления украинцам статуса долгосрочного резидента как продления их временной защиты.

Во-первых, лица, въехавшие в ЕС после 24 февраля 2022 года, в марте 2025 года проживали бы в ЕС максимум три года и это не согласовывалось бы с требованием по пятилетнему периоду проживания. Для разрешения этого противоречия эксперты предлагают сократить минимально необходимый период пребывания с пяти до трех лет при предоставлении украинцам статуса долгосрочного резидента.

Во-вторых, бенефициары временной защиты, особенно женщины, во многих случаях не имеют регулярного и стабильного дохода, как требует директива LTR, в связи с уходом за детьми, особенно при отсутствии в месте их проживания детских садов. Поэтому некоторые специалисты обращают внимание на необходимость решения этих проблем при проработке изменений к директиве LTR.

Как один из вариантов, европейские специалисты предлагают внесение в текст директивы LTR дополнительной статьи, которая бы устанавливала менее строгие критерии для бенефициаров временной защиты при подаче ими заявки на получение статуса долгосрочного резидента. Такие критерии должны гарантировать отсутствие дискриминации женщин, которые не могут получать регулярный и стабильный доход из-за обязанностей по уходу за детьми или другими нетрудоспособными категориями.

Таким образом, уже сейчас должностные лица и эксперты в странах ЕС говорят о необходимости планирования конкретных шагов и их правового обеспечения в отношении украинцев, которые лишатся статуса временной защиты в марте 2025 года или ранее. В частности, началось обсуждение законодательных актов и политических мер, обеспечивающих долгосрочное решение соответствующих правовых вопросов.

Если дискутируемые в ЕС законодательные новации будут приняты и украинским вынужденным мигрантам смягчат требования для получения статуса долгосрочного резидента после 4 марта 2025 года, Украина потеряет шанс на возвращение большей части своих граждан даже после окончания войны.

По оценкам демографов, если война закончится в 2025 году, то даже через десять лет общая численность населения Украины составит 35,2 млн, а численность населения трудоспособного возраста – 20,5 млн, что означает его уменьшение на 25% относительно довоенного периода.

При этом события успешное восстановление страны и ее возвращение на путь устойчивого социально-экономического развития станут невозможными. Следовательно, учитывая ограниченность человеческих ресурсов Украины для ведения многолетней войны и с учетом обозначенных правовых факторов, стратегия военно-оборонительных действий Украины должна строиться с ориентацией на получение преимущества над противником и формирование благоприятной переговорной позиции Украины до весны 2025 года.

Эти же соображения должны иметь решающее значение и для государств-гегемонов, заинтересованных в сохранении Украины как суверенного и успешного государства, при формировании ими политики международного давления на агрессора и выделении Украине военно-экономической помощи.

Читайте также по теме