Новый Налоговый кодекс в последнее время не критиковал разве что ленивый. Но многие его положения еще остались так до конца и не осмысленными и не осознанными как критиками, так и их оппонентами.Остановлюсь на некоторых незаметных с первого взгляда особенностях нового налогового законодательства (впрочем, во многом не такого уже и нового).
Начну со знакомого всем факта. С 1 апреля вступили в силу положения Налогового кодекса, которые фактически делают невозможным ведение малого и среднего бизнеса, который находится на упрощенной системе, поскольку предприятиям-смежникам отныне закупку товаров и услуг у упрощенцев нельзя будет отнести на затратные статьи и включить в себестоимость продукции. Итогом такого нововведения будет существенное увеличение числа безработных, повышение цен на украинские товары и услуги, массовое закрытие небольших фирм. Это вроде как всем известные факты. Но мало кто обратил внимание на тот факт, что массовому закрытию предприятий препятствует множество ранее заключенных контрактов и договоров, что удерживает часть предпринимателей от закрытия бизнеса и вынуждает фирмы покупать у них товары и услуги (теперь уже себе в убыток).
Практически никто не обратил внимание на тот факт, что еще с лета 2010 года, для «упрощенцев» введено двойное налогообложение: первый раз они платят налоги как юридические лица, а второй раз отчисляют взносы в социальные фонды уже как юридические и физические лица вместе взятые. Осталось только обязать «упрощенцев» платить подоходный налог – и статус «двуликого Януса» украинского бизнеса навечно закрепится за теми, что в условиях кризиса сам себя обеспечивает, экономя государству как минимум $30 тыс в год, которые оно должно было потратить на создание одного рабочего места.
Не смотря на то, что все данные о структуре доходов госбюджета есть в открытых источниках, мало кто обратил внимание на интереснейший факт: почти 80% этой суммы составляют – подоходный налог с граждан, НДС на товары и услуги отечественного производства и на импорт, а также акцизы. Только около 20% приходится на налог на прибыль предприятий и всевозможные рентные платежи. При этом, крупный бизнес налогов практически не платит вовсе.
Как отметил замглавы Федерации профсоюзов Украины Сергей Кондрюк: «В Налоговом кодексе сделан существенный перекос в сторону большого бизнеса и олигархов». Крупный бизнес освобождается от налогов, крупный бизнес получает налоговые льготы по НДС, а все трудовые доходы облагаются как минимум 35%-ным налогом (20% НДС и 15% подоходный налог). Владельцы предприятий не получают зарплату, а дивиденды от акций их предприятий и распределяемая через их систему прибыль – вообще не облагается налогами. Мало того, налоговые каникулы в Кодексе предусмотрены исключительно… для отдельных отраслей крупного и выскорентабельного бизнеса.
Это лишь малая часть «темных пятен» нового налогового законодательства. Но основная проблема заключается не столько в деталях, сколько в идеологии государственной фискальной политики. На данный момент она лежит в плоскости грабежа малого и среднего бизнеса, а также наемных рабочих с целью обеспечить максимальные и необлагаемые налогами доходы для крупного бизнеса. Но будучи экспортноориентированным и крайне энергозатратным, крупный бизнес сильно зависит от внешних рынков и не способен обеспечить ни высокую занятость населения, ни стабильное наполнение бюджета. И эту проблему Налоговый кодекс лишь усугубил.