Очередная годовщина Майдана заставляет многих снова и снова задавать власти вопросы о том, что сделано за это время и почему «папиредники» не только не «сидят», но и благополучно получают от государства пенсионные выплаты.
В первую очередь, это касается беглого экс-премьер-министра Николая Азарова и беглого же не-президента Виктора Януковича. Не-президента, так как Верховная Рада принятием законопроекта №1883 «О лишении В.Януковича от 29.01.2015 лишила его звания Президента Украины. Как это согласуется с действующей Конституцией совершенно непонятно, но и назвать теперь В. Януковича экс-президентом уже вроде как и не комильфо.
Пенсионные же выплаты, вышеупомянутые граждане Украины продолжают получать, как бы это кому не показалось странным, на вполне законных основаниях. И лишить их этой самой пенсии практически нереально, даже есть они будут осуждены и отправятся отбывать наказание в местах не столько отдаленных.
Почему? Да потому что действующее законодательство не предусматривает процедуры принудительного лишения пенсионера права получать пенсию просто так, по желанию общественности или волюнтаризму властей. Мало того, осужденные к лишению свободы имеют право на назначение пенсий на общих основаниях: по возрасту; по инвалидности; в связи с потерей кормильца. Кроме того, во время пребывания пенсионера на полном государственном содержании в соответствующем учреждении (в том числе в местах отбывания наказаний) ему выплачивается не менее 25% назначенной пенсии. Пенсия выплачиваются по месту нахождения учреждения, где лица отбывают наказание, перечисление средств производится платежными поручениями. В период, пока осужденные пребывают на полном государственном обеспечении, они из своей пенсии возмещают расходы на свое содержание в исправительной колонии (питание, вещевое довольствие, коммунально-бытовые услуги и т.д.).
Прекратить выплаты пенсий можно только в пяти случаях, о чем говорится в ст. 49 вышеупомянутого закона:
1) если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
2) на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины;
3) в случае смерти пенсионера;
4) в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;
5) в других случаях, предусмотренных законом.
При этом, пребывая за границами территории Украины, пенсионер может получать пенсию, если это предусмотрено международным договором Украины (ст. 51 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страхования»). И с Австрией и с Российской федерацией подобные договора есть!
Если же кому-то очень захочется лишить В. Януковича и Н. Азарова пенсий согласно п.5 ст. 49 «Об общеобязательном государственном пенсионном страхования», то этот кто-то. пусть и даже Минюст Украины, может попасть в ситуацию, когда данное решение будет обжаловано в Европейском суде по правам человека.
Напомню, что хотя Конвенция о защите прав человека и основных свобод в тексте прямо не гарантирует право человека на пенсию, однако о наличии такого права показывает практика Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ). В частности, понятие «имущество», которое содержится в первой части статьи 1 Протокола, имеет автономное значение, которое не зависит от формальных классификаций во внутреннем праве (см. Решение по делу «Beyeler v.s. Italy» от 5.01.2000 г.). Понятие собственности или «имущества» толкуется очень широко и может включать как движимое и недвижимое имущество, так и имущественные и неимущественные интересы.
Как справедливо заметила в свое время начальник экспертно-методического отдела Секретариата Правительственного уполномоченного по делам ЕСПЧ Ирэна Коваль, в деле «Müller v.s. Austria», которую Европейская комиссия по правам человека рассмотрела в 1975 году, были сформулированы позицию относительно права собственности на пенсию. В частности, Европейская комиссия по правам человека отметила, что в результате уплаты обязательных взносов в пенсионный фонд может возникать право собственности по доле на этот фонд.
То есть, пенсия считается имуществом в соответствии с практикой ЕСПЧ, и подпадает под защиту статьи 1 Протокола, которая предусматривает, что «каждое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не ограничивают права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов».
Проще говоря, если государство на основании закона фактически лишает граждан права на пенсию по возрасту, которая является их «собственность» в свете практики ЕСПЧ, то гражданин имеет практически 100% шанс выиграть дело у государства, так как лишение имущества составляет крайнюю меру вмешательства в право собственности.
Поэтому закон, на основании которого Янукович и Азаров могут быть лишены пенсий, должен быть применен с соблюдением всех процессуальных норм и только после решения суда выплата пенсий может быть прекращена.
Поскольку, в Европейский суд по правам человека уже подано несколько жалоб граждан Украины, которые жалуются на нарушение их прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, из-за лишения права на пенсию в связи с выездом на постоянное место жительства за границу, то иски Януковича и Азарова могут дать дополнительным импульс и этим делам. В итоге, Украина может проиграть сразу ряд дел по аналогичным искам, что автоматически увеличивает шансы на проигрыш в любом подобном деле в дальнейшем.