Олег Дмитренко
17:00 09/09/2014

Валютные интервенции НБУ – стабилизация курса под выборы?

В начале августа Кабмин принял решение о докапитализации «Нафтогаза», и в течение короткого промежутка времени курс гривны падает с 11-11,5 грн до 13,5-14,5 грн за доллар США. После этого руководство НБУ срочно собирает на переговоры представителей крупнейших банков и чуть ли не на следующий день выходит с валютной интервенцией на межбанковскую валютную биржу.

Курс на несколько дней падает до 12,5-13 грн за доллар США, а замет снова начинает расти. 8 сентября НБУ вновь выходит с предложением доллара и продает около 100 млн за день торгов. Такими действиями Нацбанк напрямую дезавуирует заявление своего главы В. Гонтаревой, сделанное в августе.

Тогда в своем интервью Гонтарева пояснила: «После получения второго транша кредита МВФ НБУ обещает выходить на межбанк с продажей валюты, в результате чего курс гривни должен укрепиться до уровня, близкого к 12. До тех пор НБУ выходить на рынок с предложением долларов не будет». Второго транша еще нет, а интервенции НБУ – есть. И пока они есть, курс гривны временно стабилизируется. Как только интервенций нет – курс снова падает.

Попытки использования одновременно и административных и монетарных методов корректировки не дают особого успеха. С одной стороны, налицо попытка удержать курс национальной валюты до выборов. Как отмечает в комментарии для ГолосаUA экономический эксперт Всеволод Степанюк, интервенции могут временно сдерживать курс, но нет гарантий, что денег хватит до выборов, так как если по 100 млн долларов в день тратить, то до выборов на это может уйти несколько миллиардов, а потом курс будет просто нечем стабилизировать.

Еще одну версию высказал для ГолосаUA, экономист, руководитель проектов Лиги финансового развития Андрей Блинов.  По мнению эксперта, действия НБУ продиктованы выполнением условий Меморандума с МВФ, который является не только одним из основных кредиторов украинского правительства, а фактическим внешним управляющим финансами нашей страны. Согласно же плану МВФ, в котором не были заложены риски долговременной военной кампании в Украине, есть два возможных сценария развития ситуации с золотовалютными резервами – оптимистический и пессимистический. В первом случае НБУ должен выкупать излишки валюты и довести объему ЗВР к концу следующего года до чуть более чем 23 млрд долларов США. Во втором, продавать валюту для балансировки курса и снизить ЗВР до уровня в менее чем 5 млрд грн.

«Вот эта разница почти в 19 млрд долларов США и позволяет НБУ сейчас выходить с интервенциями. Так что не исключено, что начал работать пессимистический сценарий», — отмечает Блинов.

Экономист уверен, что дальнейшая девальвация не выгодна ни властям страны ни банкам. Властям – по политическим мотивам, а банкам – по экономическим.

«Так как курс гривны постоянно падает, то НБУ будет повышать требования по объему собственного капитала к банкам и требовать от владельцев их увеличивать. А владельцы банков не горят желанием замораживать деньги в уставных фондах банков в период кризиса», — пояснил эксперт.

Какой же сценарий более отвечает действительности или же реализуются оба, возможно мы узнаем в ближайшее время, так как 9 сентября в Киев прибыла техническая миссия МВФ и от итогов ее работы будет зависеть то, на сколько оперативно Украина получит объединенный транш МВФ, решение о котором было принято на заседании Исполнительного совета Фонда 29 августа.

Читайте также по теме