Валютные кредиты: кто за кого заплатит?

На текущей неделе Верховная Рада может вернуться к законопроекту №1558-1, который прочно войдет в историю Украины как «закон о реструктуризации валютных кредитов». Закона, который предоставил заемщикам, получившим в банках, расположенных на территории Украины, потребительские кредиты в иностранной валюте, возможность перевести остатки задолженности по ним в национальную валюту Украины по официальному курсу НБУ на дату подписания кредитного договора. Последние валютные кредиты физлицам были выданы шесть лет назад.

Кроме того, вступление в силу этого закона вместе с принятым ранее законопроектом №0939 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно реструктуризации кредитных обязательств с иностранной валюты в гривну)» позволит банкам не просто проводить реструктуризацию с конвертацией валют, а и списывать разницу сумм в расходы (не в убытки, а именно в расходы). Таким образом, они смогут избавиться от безнадежной задолженности и не платить налог на убытки, которые до сих пор предусмотрены Налоговым кодексом при прощении долгов.

Это не только не потребует каких-либо дополнительных «вливаний» из бюджета в банковскую систему, а наоборот, позволит её оздоровить за счет притока ресурсов, которые были ранее банкам недоступны в силу того, что по многим валютным кредитам заемщики просто не имели возможности платить и не генерировали банку никаких денежных потоков. Безуспешно пытаясь договориться о реструктуризации. На что банки шли далеко не всегда, предпочитая продавать долги коллекторам за 10-15%.

Именно продажа долгов коллекторам, зачастую аффелированным с банками должна беспокоить вкладчиков банков и простых налогоплательщиков Украины. Потому что именно эта практика позволяет банкирам получать через коллекторские фирмы деньги с заемщиков, никак при этом не увеличивая объемы прибыли самого банка. То есть, в случае взыскания задолженности прибыль получали коллектора и владельцы банков, а банки несли убытки и снижали свои возможности по выплате депозитов. Да, напомню, что заемщики… не могли выкупить свои же кредитные обязательства за те же деньги, что и коллекторы! Но такие схемы, по какой-то удивительной причине не интересовали ни НБУ, ни СМИ, ни большинство граждан Украины. А вот реструктуризация валютных кредитов почему-то сразу заинтересовала.

Так за что же платят и должны будут в случае президентского вето на этот законопроект заплатить те, кто не имеет вкладов в банках и не собирался их иметь, а также другие честные налогоплательщики? Ответ прост. За тоже, что и сейчас. За рефинансирование банков и возврат вкладов обанкротившихся банков через Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

За рефинансирование все мы платим уже сейчас. Платим за счет 200%-й девальвации гривны, за счет 60%-й годовой инфляции и за возможность, которую дал Нацбанк коммерческим банкам не выплачивать свои долги НБУ до 2020 года.

За чужие вклады и глупость или возможные преступные действия сотрудников НБУ, допустившие (в период управления банками временных администраций) или организовавшие банкротства банков. Поскольку средств в Фонде гарантирования вкладов физических лиц (далее – ФГВФЛ) не достаточно, чтобы профинансировать выплаты всем вкладчикам «лопнувших» банков, правительство вынуждено кредитовать ФГВФЛ за счет увеличения внутреннего долга. Это обесценивает гривну и ускоряет инфляционные и девальвационные процессы.

Так что основным врагом для налогоплательщиков являются… вкладчики банков, которые в своей глупости так и не поняли, что держать деньги в банках в период кризиса – это фактически гарантировать себе их потерю и возможный возврат средств за счет бюджетных денег. Но об этом СМИ также предпочитают умалчивать, называя экспертов, советующих как можно скорее забирать деньги из банков и ни в коем случае не хранить их там во время экономических потрясений – паникёрами. Очевидно, ни пример вкладчиков «Сбербанка СССР», ни нынешние банкротства банков так ничему многих не научили.

Пример Кипра, когда часть государственного долга была отдана за счет одновременного ограбления всех частных вкладчиков кипрских банков, путем изъятия 20% со всех депозитов свыше нескольких десятков тысяч евро – также не заставил задуматься желающих пожить на ренту. Но вот за их глупость и жадность расплачиваться почему-то приходится тем, кто исправно платит налоги.

Таким образом, вкладчики банков должны быть безмерно благодарны депутатам, проголосовавшим за данный законопроект, так как он дает им возможность получить свои депозиты и проценты там, куда они их отнесли. Потому что альтернативный вариант получения вкладов посредством Фонда гарантирования вкладов физических лиц даст им возможность вернуть только сам депозит и то, не всегда в полном объеме и уж точно не вовремя.

Налогоплательщикам же также неплохо бы поблагодарить парламентариев за то, что они позволили им сэкономить деньги и не тратить их, покрывая издержки и финансируя последствия чьей-то глупости, жадности, халатности или преступной деятельности.

12 июля директор европейского департамента Международного валютного фонда Пол Томсен заявил, что в МВФ обеспокоены последними законодательными инициативами украинской власти в области реформировании украинской экономики. В частности, П. Томсон отметил, что законодательные инициативы, такие как законопроект №1558-1 о конвертации валютных кредитов в гривну, лягут тяжелым бременем на банки, а через них на вкладчиков и заемщиков большинства банков, хотя выиграют от этого только отдельные лица.

Нет ничего лучше для определения адекватности и своевременности принятия какого-либо закона экономической направленности, чем реакция на него разного рода «международных экспертов» типа сотрудников МВФ или ВБ. Если их оценки негативны, значит, законопроект принят вовремя и пойдет на благо украинцам. Если они позитивны, то граждан нашей страны ожидает усиление фискального давления, рост цен и тарифов, девальвация национальной валюты, увеличение долговых обязательств государства и, как следствие, спад в экономике, ухудшение условий ведения бизнеса и снижение уровня жизни.

Этот индикатор почти так же верен, как и определение кислотности жидкостей с помощью лакмусовой бумажки.

Читайте также по теме