Вчера на круглом столе в министерстве финансов профильный министр А.Шлапак заявил о том, что незначительный экономический рост будет возможен только в конце года. При этом им были озвучены некоторые показатели. В частности, по его прогнозам средний курс наличного доллара по результатам года составит около 10 грн./долл. Уровень инфляции окажется выше, чем предусмотренный ранее принятым государственным бюджетом, и составит около 8%.
В этой связи возникает несколько вопросов и предположений.
Во-первых, не совсем понятно, каким образом инфляция будет удержана в пределах 8%, если девальвация национальной валюты составит едва ли не 25%? Мы, конечно, понимаем, что прямой зависимости между этими показателями нет, но, предполагаем, что высокая корреляция все же существует. При этом чисто эмпирические наблюдения в магазинах показывают, что только по итогам марта индекс роста потребительских цен выйдет явно на уровень двузначной цифры.
Или новая власть продолжит старые манипуляции со статистикой, когда после ознакомления с данными Госкомстата возникает ощущения, что статистика и цены в магазинах живут отдельной жизнью? Например, по официальным данным индекс потребительских цен за февраль этого года составил в целом по стране 100,6%. Интересно хоть кто-то в Украине верит в то, что цены месяц назад выросли всего на 0,6%?!
Во-вторых, исходя из предполагаемого нулевого роста экономики, не сложно предположить, что власть откажется от применения стимулирующих мер в отношения роста зарплаты и при этом весьма вероятна полная заморозка роста социальных стандартов. Однако, насколько мы помним, в соответствии с действующим украинским законодательством Кабмин обязан производить опережающую индексацию минимальной зарплаты и минимальной пенсии при росте инфляции.
Выходит, что новая власть в этом случае готовится пойти на очередное нарушение закона, и снова под прикрытием аргументов об экономической целесообразности такого шага. Между тем, по итогам января 2014 года (в сравнении с декабрем 2013-го) размер средней зарплаты по стране уже упал на 13% (с 3 265 гривен до 3 148). В обычных условиях такое сокращение не вызвало бы особых тревог, так как было бы списано на действие сезонного фактора (в январе просто много праздничных дней). Однако под воздействием политического кризиса февраля и марта сокращение размеров зарплаты имеет все основания для превращения из сезонного явления в устойчивую тенденцию. И при этом мы держим в уме рост цен.
В-третьих, по данным российской стороны в январе этого года объемы украинского экспорта в Россию упали на 37%. Представляется, что по итогам февраля, а тем более марта эта ситуация не исправится, а, напротив, только усугубится. Первым и очевидным следствием сокращения поставок украинской продукции в РФ станет, как минимум, перевод соответствующих предприятий на неполную рабочую неделю. А это будет означать, с одной стороны, уменьшение доходов населения, а, с другой стороны, рост скрытой безработицы, которая по некоторым экспертным оценкам уже в несколько раз превышает показатели безработицы официальной и явной.
Исходя из вышесказанного, получаем общую картину, которая в полной мере подтверждает недавний прогноз лидера КПУ о том, что за Февральской революцией последует революция Октябрьская. Наверное, лучше сделать все возможное для того, чтобы доводить обнищание народных масс до уровня социального бунта.