На днях стало известно о том, что компанія «Нафтогаз» всерьез рассматривает возможность ежегодного осуществления закупок в Европе до 10 миллиардов кубометров газа. Поставки «голубого топлива» в Украину предполагается осуществлять в реверсном и спотовом режиме. По некоторым данным, свои «газовые услуги» Киеву готовы предоставить Турция, Германия и Румыния; не исключается также возможность импорта энергоносителей из Словакии. Впрочем, по мнению специалистов, полномасштабная реализация этих планов сегодня находится под большим вопросом.
Открытие крупного месторождения газа на Черноморском шельфе неподалеку от острова Змеиный позволило президенту Румынии Траяну Бэсеску официально заявить о том, что уже через три-четыре года Бухарест сможет стать одним из крупнейших в регионе экспортеров энергоносителей. «Румыния получит возможность полностью гарантировать свою топливную безопасность и быть самостоятельным поставщиком газа для европейских стран», — подчеркнул, в частности, Бэсеску. И как бы, между прочим, добавил, что эти планы касаются и потребителей в Украине. Дескать, тот же Бухарест вполне в состоянии поделиться со своей соседкой топливом, альтернативным российскому. Правда, глава румынского государства не уточнил возможную цену на такое топливо и самое главное – не указал вероятных схем таких поставок.
Но, как говорится, нет дыма без огня. И в энергетическом ведомстве Румынии, и в местных компаниях отмечают, что страна располагает достаточными собственными запасами природного газа, чтобы «пойти навстречу пожеланиям Киева и хотя бы в некоторой степени обеспечить его сравнительно дешевыми носителями». «Безусловно, эти предполагаемые поставки ни в коей мере не смогут полностью заменить Украине импортируемый газ из России, — сказал в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA» эксперт румынского энергетического рынка Адриан Сырбу. – Но на определенном этапе составить конкуренцию или альтернативу «Газпрому» наши поставщики все-таки могут».
Активные поиски пресловутой альтернативы официальный Киев ведет уже несколько месяцев. Причем, если поначалу речь шла о тех же румынских партнерах, то на данном этапе украинские аналитики рассматривают вероятность импорта «голубого топлива» из Турции, Германии и даже Словакии. Так, например, Анкара в случае создания соответствующих терминалов в черноморских портах готова предоставлять Украине сжиженный газ.
Но на строительство этих терминалов и запуск их механизмов уйдет достаточно много времени. Более того, сегодня Турция, потребляющая азербайджанские и иранские носители, сама нуждается в увеличении импорта, а, посему, говорить о каком-либо масштабном экспорте вряд ли приходится. То же касается и Братиславы – необходимыми объемами газа Словакия попросту не располагает, и если украинской стороне все-таки удастся договориться со словацкими коллегами о так называемых спотовых операциях, при которых часть расходов на топливо компенсируется европейскими трейдерами, чей именно газ будет импортирован в Украину также неясно.
В интервью радиостанции «Эхо Москвы» президент Российского газового общества, депутат Госдумы Валерий Язев особенно подчеркнул, что заменить импорт российского газа Украине сегодня нечем и даже в случае положительного решения «вопроса об альтернативном топливе» единственным путем его транспортировки будет исключительно «газпромовская труба».
По мнению аналитиков, наиболее эффективным решением проблемы по-прежнему остаются «ценовые» переговоры и консультации с Москвой. Причем, по всей видимости, работать в этом направлении Киеву придется не только на уровне правительственных делегаций, но и в рамках президентских встреч.
Кстати, в преддверии своего визита в российскую столицу на саммит ЕврАзЭс президент Украины Виктор Янукович сообщил, что лично он все-таки надеется решить наболевший вопрос о снижении для украинских потребителей цен на газ и создании газотранспортного консорциума. Киев, как и ранее, настаивает на том, чтобы консорциум был трехсторонним и состоял из России, Украины и Европейского Союза. Россия же ставит условием интеграцию Киева в Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана, а также реформу украинской ГТС.
Как бы то ни было, а «газовые переговоры» Киева – как с Россией, так и с европейскими странами, входят в свою новую фазу. И их развитие, а уж тем более результаты не берутся предсказывать даже именитые политологи и экономисты. Но уже сейчас можно с уверенностью констатировать одно: надежда на то, что Киев в итоге сможет рассчитывать на пусть и небольшое снижение цен на «голубое топливо», есть.
Все остальное зависит от профессионализма переговорщиков.