Многие считают, что женщины всегда готовы выведать секреты и с удовольствием передать их друг другу, хотя, по большому счету, это никому не нужно. Стоит ли удивляться, что в случае необходимости в шпионаже им действительно нет равных! Достигать значительных успехов в разведке женщинам помогали обаяние, нетрадиционная женская логика, шарм, хитрость и, разумеется, стервозность – то есть склонность к интригам…
Из шпионок — в герцогини
Французская придворная дама Луиза де Керуаль (1649-1734) вошла в историю, как самая высокооплачиваемая шпионка XVII века. Знаменитая красавица, будучи французской шпионкой, приехала в Англию, чтобы склонить Карла II к союзу с Людовиком XIV.
Но кроме исполнения приказа короля, ей удалось между делом влюбить в себя Карла и родить ему сына. Новоиспеченному папаше пришлось дать Луизе титул герцогини Портсмутской и ежегодное содержание в размере 27 000 фунтов стерлингов!
Сестра Бенкендорфа
Одной из первых русских женщин, известных нам по шпионским подвигам, является княгиня Дарья Ливен, урожденная Доротея фон Бенкендорф (1785-1857), родная сестра шефа жандармов Александра Бенкендорфа. Как и положено знатной девушке, она воспитывалась в Смольном институте, стала фрейлиной княгини Марии Федоровны (будущей супруги Павла I).
Вскоре стала женой военного министра — графа Христофора Ливена. Карьеру разведчицы Доротея начала в Лондоне, где открыла шикарный светский салон. Туда бывали приглашены интересные России политики и дипломаты. Дарья состояла в постоянной переписке с министром иностранных дел России графом Карлом Нессельроде.
Ливен нельзя было назвать красавицей, но зато ее острый ум и завораживающий шарм просто притягивали мужчин. Более 10 лет она была любовницей фактического главы правительства Австрии Клеменса Меттерниха, и Нессельроде все это время получал ценнейшие донесения. Затем по приказу из Петербурга Меттерних был выдворен из постели и на его место (также на 10 лет) был принят министр иностранных дел Англии Джордж Каннинг. «Лебединой песней» Доротеи стал премьер-министр Франции Франсуа Гизо.
Ричмондская девственница
Элизабет Ван Лью (1818–1900) —одна из самых известных североамериканских шпионок — так сильно терпеть не могла рабство, что жители Ричмонда попросту сомневались в ее рассудке и поэтому дали ей соответствующее прозвище — Безумная Бет.
Мисс Лиз работала медсестрой в военной тюрьме, в которой держали военнопленных северян, и организовала им несколько побегов! Именно эти пленные информировали ее сведениями о войсках противника. Поначалу Ван Лью передавала полученные сведения просто в письмах, но затем придумала собственный шифр — подчеркивала слова и буквы в книгах, которые потом пересылала на Север.
Курьерами шпионки были ее слуги, которые передавали информацию с помощью яиц — их содержимое заменяли секретами Конфедерации. Получателями ее доносов были генералы Батлер и Грант. Последнему Лизи дарила букеты из собственного сада, в которых также была информация. Причем, генерал получал букеты так часто, что они не успевали завянуть.
Когда армия Гранта добралась до Ричмонда, то он первым делом навестил дом Элизабет, над которым она водрузила флаг США. Ван Лью так увлеклась политикой, что совершенно забыла о личной жизни, и умерла девственницей.
Глаз Востока в Европе
Самой известной шпионкой ХХ века по праву считается куртизанка голландского происхождения Мата Хари (1876-1917), настоящее имя которой Маргарета Гертруда Зелле. Мата Хари (в переводе означает «Восходящее Солнце» или «Глаз Востока») стала восходящим солнцем стриптиза в Европе. Любовников она меняла чаще, нежели шляпки в своем гардеробе, а их, кстати, было ой как немало.
Однако погубила ее другая страсть — к авантюрам. Сама того не осознавая, она стала шпионкой двух стран — Германии и Франции. Не угодив ни той стороне, ни другой, она была в итоге обвинена в шпионаже. После ареста и 8-месячного заключения, во время которого жгучая красавица-брюнетка превратилась в дряхлую старуху, французы приговорили ее к смертной казни.
Адвокат пытался помочь ей и предложил сказать властям, что она беременна, но Мата Хари отказалась лгать. Расстрел происходил на военном полигоне в Венсене. Она спокойно стояла у расстрельного столба, отказалась от того, чтобы ей связали запястья и одели черную повязку на глаза. Послала воздушный поцелуй 12-ти солдатам и крикнула: «Я готова, господа»…
Бабушка советской разведки
Мелита Норвуд (1912-2005) проработала на советскую разведку 55 лет. Оказывается, именно благодаря ей в СССР были известны все английские атомные секреты и мы на 3 года раньше произвели ядерные испытания.
Мелита в 1932 поступила на службу в Ассоциацию научных исследований цветных металлов в Лондоне, занимавшуюся ядерными исследованиями. Через 2 года советская разведка завербовала Норвуд и присвоила ей позывной Хола. Еще через пару лет она вступила в компартию (причем никогда не скрывала этого).
Она имела прямой доступ к документации по разработке ядерной бомбы, которую по ночам фотографировала, вытаскивая бумаги из сейфа директора. Как потом признавалась Мелита, Сталин знал о разработке британской ядерной бомбы раньше и больше, нежели британский премьер Клемент Эттли.
Причем, она работала не за деньги (за все годы работы Норвуд не получила от КГБ ни копейки), а по своим коммунистическим убеждениям — СССР представлялся ей раем на земле с властью рабочих и крестьян, имевших бесплатные образование, здравоохранение и жилье. В 1958 ее наградили Орденом Красного знамени и назначили пожизненную пенсию – 20 фунтов в месяц. Норвуд дважды побывала в СССР.
В 1979 Холе опять предложили крупное вознаграждение, но она снова отказалась. Зато очень гордилась полученным орденом. Она до самой смерти была поклонницей Сталина и люто ненавидела Горбачева с Ельциным. Ежедневно она покупала 30 экземпляров газеты британских коммунистов «Морнинг стар» и раздавала их знакомым.
Разведчицу выдал россиянин в 1992. Впрочем, никаких последствий для нее это не имело. Тогдашний глава полиции Британии заявил, что он не собирается ни допрашивать эту старушку, ни тем более привлекать ее к ответственности.
Ее соседям не могло придти в голову, что милая добрая бабуля была выдающейся шпионкой КГБ. Даже ее собственная дочь узнала о тайне матери из газет…