Так уж сложилось, что за последнее десятилетие у наших соотечественников сформировалось своеобразное понимание туризма и туриста, в частности. Обычно, это организованный отдых, который предлагают многочисленные туристические фирмы преимущественно за границей: в комфортабельных отелях от трех "звезд" и выше … Желательно, чтобы там все было включено — чартерный авиаперелет, бассейн, многоразовое питание, дешевый алкоголь, анимация и запланированные экскурсии традиционными туристическими местами. На тех же, кто не приветствует такой вид отдыха и пытается самостоятельно прокладывать туристические маршруты, обычно, смотрят как на чудаков. Тем более, когда они отправляются в турпоход пешком с рюкзаком за плечами, или на велосипеде. Но именно таким способом киевские журналисты решили поломать существующие стереотипы: сели на велосипеды, и, преодолев более 30 км бездорожья вокруг столицы, отпраздновали международный день туризма.
Ударим велопробегом…
Начался велопробег по маршруту г. Боярка — с. Вита Почтовая Киево-Святошинского района — с. Юровка Киево-Святошинского района — г. Боярка с напутственного слова отважным велотуристам Боярского городского головы Тараса Добривского. Он лично встретил столичных журналистов возле пункта проката велосипедов, который недавно появился в городском парке, выпил вместе с ними чашку утреннего чая и поделился туристическими амбициями Боярки. В частности, мэр не без гордости сообщил о ряде позитивных сдвигов, которые к следующему чемпионату Евро 2012 должны преобразить Боярку в достойный сателлит столичного мегаполиса. Это и новые асфальтированные дороги, и отремонтированная канализационная сеть, и современная котельная, и строительство подземного путепровода через железнодорожный переезд, и модернизация медицинского оборудования в городской больнице. "Безусловно, мы рассчитываем на гостей, поскольку Боярка входит в пригородную зону столицы. Естественно, есть и большие надежды на следующий год, когда в Киеве будет проходить Евро 2012. Думаю, мы также будем достойно принимать гостей", — рассказал мэр города.
По его словам, несмотря на положительные моменты, многое было потеряно за предыдущие годы. В частности, бывшая туристическая инфраструктура — базы отдыха, летние детские лагеря и т.д… Поэтому главная цель, которую наметили сегодня в городской администрации — вернуть былую рекреационную славу Боярки, приобретенную еще в досоветский период. Ведь Боярка всегда славилась, как дачный поселок, где была особая атмосфера, чему способствовало ее географическое положение, природа и чистый воздух. "Сюда охотно ездили отдыхать киевляне, — вспоминает Т. Добривский, — думаю, подобные меры будут способствовать возвращению бывшего имиджа нашему городу. В частности, мы уже неоднократно выходили с инициативой создания на прилегающих территориях специальной рекреационной зоны с восстановлением баз отдыха и созданием соответствующей инфраструктуры. Поэтому очень надеемся, в недалеком будущем у нас будет много отдыхающих и туристов". Надо сказать, что первые шаги по восстановлению инфраструктуры уже сделаны — до конца этого года в городе должен открыться новый отель на 32 номера, появился пункт проката велосипедов, разрабатываются туристические маршруты по городу и окрестностям. А еще тут стараются привлекать к активному отдыху именно молодежь, популяризируя здоровый образ жизни и активный туризм. />
Кстати, Боярка уже несколько лет имеет велосипедные традиций. В частности, в 2004 году здесь состоялась первая 24-часовая гонка на горных велосипедах на территории бывшего СССР "Боярка -24". За следующие восемь лет небольшой городок районного значения на Киевщине стал широко известным на всю страну среди поклонников велоспорта, а этим летом впервые на соревнованиях смог представить собственною команду. Кстати, спонсором выступил сам Боярский голова, выделив деньги на 2 современных велосипеда, на которых выступили местные спортсмены, показав довольно неплохой результат среди 188-и участников. Между прочим, гонки проходили в чрезвычайно сложных условиях. В течение целых суток, большую часть которых лил проливной дождь, спортсменам приходилось преодолевать круг за кругом по треку длиной 14.6 км, проложенному по пересеченной местности : бездорожьем, лесом, полями, а порой еще и преодолевая крутые подъемы и спуски. Еще одна приятная новость — в этом году велосоревнования "Боярка-24" вышли уже на международный уровень: с 16 команд — 5 представляли другие страны. Итак, велосипедное будущее у этого городка, несомненно, есть — убедились все участники велосипедного пресс-тура.
Журналистам, правда, такого экстрима удалось избежать. В сопровождении патрульной машины ГАИ колонна представителей туристических СМИ, растянувшись на несколько сотен метров, благополучно добралась вдоль старинной улицы Крещатик до самого известного местного очага культуры — Боярского краеведческого музея. Правда, не удалось избежать заинтересованных взглядов местных жителей, которые откровенно удивлялись: по какому это поводу велосипедисты с самого утра, да еще и с таким почетным сопровождением катаются по городу, создавая на улицах не совсем характерную для Боярки тянучку.
От Корчагина и "Кукушки" до "Линии Сталина"
Итак, первая запланированная остановка — у Боярского краеведческого музея, который в советское время назывался литературно-мемориальным музеем Николая Островского. Когда-то он был обязательным объектом посещения многочисленных пионерских и комсомольских делегаций со всего Советского Союза, но в последнее время сюда чаще приезжают китайские гости. Как рассказали в музее — несколько лет назад китайские кинематографисты снимали в Боярке 20-серийный телесериал по роману Н. Островского "Как закалялась сталь". Оказывается, в КНР эту книгу признали самым популярным иностранным романом, а более 70% китайцев захотели увидеть его экранизацию.
Как оказалось, сериал, снятый на месте исторических событий, приобрел удивительную популярность в Китае. Поэтому, в Боярском музее бывают едва ли не все официальные делегации, приезжающие из КНР в Киев. Китайцы внимательно слушают историю Павки Корчагина из романа "Как закалялась сталь", разглядывают мемориальные вещи писателя и жалуются, что в музее остался лишь маленький уголок, посвященный их кумиру. После экскурсии они охотно фотографируются возле знаменитой узкоколейки, о которой как раз и писал Н. Островский в своем романе, и единственного сохранившегося в стране паровоза серии "К" (К-15776, "Кукушка"). Кстати, по просьбе боярской власти, китайцы пообещали посодействовать переводу сериала на украинский язык. Возможно тогда, Павка Корчагин снова станет популярным и на родине, — надеются в музее, где явно скучают без посетителей.
Ну, а наших туристов, наоборот, больше интересуют исторические и краеведческие моменты : когда и откуда появилось название Боярка, почему главная улица этого дачного поселка называется Крещатик, или же в каком доме жил знаменитый Тевье — молочник и как с ним познакомился Шолом Алейхем. А еще, где проходила так называемая "Линия обороны Сталина", и какие из ее объектов сохранились до наших дней.
Марш-бросок "Местами боевой славы Киевщины"
Собственно, именно к этим стратегическим пунктам, которые сыграли важную роль в ходе начала Великой Отечественной войны и, в частности, обороны Киева летом 1941 года, после короткого вводного слова музейного экскурсовода, и направились дальше участники велопробега. Понятно, что посетить более двухсот дотов на оборонительном рубеже протяженностью 80 километров, который полукольцом охватывал Киев и опирался флангами на берега Днепра, за один день невозможно. Поэтому, было решено ограничиться участком батальонного района обороны № 6, который находится в южном направлении от Киева по обе стороны от современной Одесской трассы. С помощью участников ПО "Патриот" и МАДИФ "Цитатель" удалось исследовать четыре огневых точки Киевского укреп. района (КиУРУ), строительство которых продолжалось в течение 1928-1937 годов. Специалисты называют их просто "минами" (официально — сооружение минного типа). На самом деле, они представляют собой ряд железобетонных пулеметных и артиллерийских ДОТов (долговременных огневых точек). На сегодняшний день большинство ДОТов известны и исследованы поисковиками, но далеко не все они находятся даже в удовлетворительном состоянии. Усилиями энтузиастов, которые систематично проводят поисковые работы и пытаются восстановить наиболее сохранившиеся ДОТы, уже создано несколько музеефикованих объектов.
В частности, одна из таких экспозиций находится в ДОТе № 180 прямо в с. Вита — Почтовая. Здесь создан небольшой музей, который был открыт в июне этого года к 70-летию обороны Киева в рамках программы "Пояс славы" участниками ПО "Цитадель", "ПАТРИОТ" и "Днепр" при поддержке администрации Киево-Святошинского района и Боярской городской власти. Теперь этот ДОТ официально входит в туристический маршрут "Местами боевой славы Киевщины", который был разработан Киевским областным туристическим агентством. Совместными усилиями поисковиков и администрации он легко доступен для посещений туристами : весь маршрут промаркирован, нанесен на специальные карты, размещенные на информационных щитах вдоль маршрута и в туристические путеводители. "Правда, с велосипедными дорожками пока проблематично, — замечает директор Киевского областного туристического агентства Сергей Васильонок, — но, надеемся, что создание маршрута привлечет дополнительное внимание к этим уникальных военных объектов. И в перспективе вокруг Киева появятся и новые музейные объекты, и специальные дорожки для велосипедистов".
В области надеются, что именно такой активный вид туризма имеет наибольшие перспективы в будущем, ведь в Европе велосипедные путешествия уже пользуются большой популярностью, да и у нас в Украине ежегодно появляется все больше поклонников такого вида отдыха. Велосипедный туризм имеет свои существенные преимущества по сравнению с другими видами туризма. Он сравнительно экономный, мобильный и удобный: велосипед дает путешественнику возможность с довольно значительной скоростью преодолевать большие расстояния, и даже во время короткого путешествия знакомиться с большим географическим районом, посещая интересные объекты и достопримечательности. Именно на это и рассчитывают в областном туристическом агентстве. Сами же поклонники велосипедных туров уверяют, что такой вид отдыха является, ни с чем не сравним, особенно по количеству полученных эмоций и впечатлений. Он дает много неожиданного, а иногда — доселе невиданного, оригинального и исключительного. В чем, собственно, убедились и журналисты, отправившись на велосипедах по новому маршруту, и открыв для себя еще один уникальный уголок Украины.