Андрей Кислов
06:00 31/07/2017

Верификация и монетизация: субсидии стали тупиковым путем

Сначала власть сдержала субсидиями социальный взрыв, а теперь сокращает число получателей помощи на фоне обнищания населения, — отмечают эксперты.

Урезают без оснований

Президент Порошенко заявил, что выступает за верификацию (проверку обоснованности) субсидий с тем, чтобы они выделялись исключительно для незащищенных слоев населения.

Кроме того, он выступает за монетизацию, то есть за то, чтобы остатки неиспользованных субсидий выдавать деньгами.

«61 млрд грн ежегодно тратится на субсидии. Часть этих средств следует выделить человеку как стимул сбережения», — сказал глава государства.  Ранее анонсировалось, что 1,5 млн семей, смогут получить около 700 грн в качестве единовременной выплаты.

Но эксперты уверены: этой подачкой не обойдется. Эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский считает: верификацию субсидий начали, чтобы как можно меньше граждан смогли получить компенсацию из государственного бюджета.

«50 миллиардов гривен заложенных в казну просто не хватило», — пояснил он.

Напомним: Кабмин решил до конца 2017 года создать единый реестр получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, до осени 2017 года правительство завершит подготовку к монетизации субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения.

Минфин сообщал о том, что неиспользованные населением в отопительный сезон субсидии пересчитают, и часть суммы вернут в госбюджет. А вице-премьер Павел Розенко говорил, что граждане получат выплаты за сэкономленные жилищные субсидии до 1 сентября.

Отмена рассрочки на отопление и монетизация субсидий – обязательства, которые украинская власть взяла на себя в меморандуме с МВФ,  подписанном Президентом, премьер- министром, министром финансов и главой НБУ.

А пока до выполнения этих обязательств дело не дошло, Госстат официально сообщил, что средний размер субсидии для возмещения расходов на оплату ЖКХ на одно домохозяйство в июне 2017 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% и составил 164,9 гривен.

По данным Госстата, за указанный период за субсидиями обратились 6 млн 329,7 тыс. домохозяйств. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество домохозяйств, которым назначены субсидии, увеличилось на 573,4 тыс., или на 18,5%.

Президент Порошенко нарекает на то, что не все получатели субсидий имеют на это право.Он рассказал, как видел объявление, когда за 2 тысячи долларов сдавалась 4-х комнатная квартира на Крещатике, и при этом на нее была оформлена субсидия.

«Разве мы для этих целей вводим субсидии? Разве не надо, наконец, сделать верификацию и навести порядок?» — восклицал Президент.

Однако опыт верификации уже имел место.В прошлом году планировалось, что верификация даст экономию в пять миллиардов гривен. Минфин проверил пенсионеров и получателей субсидий. По данным СМИ, среди 12 миллионов пенсионеров нарушения обнаружили только у 59 человек.

Не получив ожидаемой экономии, в  мае 2017 года сократили норматив на отопление. Если раньше на один квадратный метр давали 5,5 кубометров газа, в следующем отопительном сезоне – 5 куб. м.

Были снижены нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления с 0,0548 до 0,0431 Гкал. Период отопительного сезона для домохозяйств с индивидуальной системой отопления, ограничен с 15 октября по 15 апреля (ранее было с 1 октября по 30 апреля).

Тупиковый путь

Андрей Павловский  считает, что субсидиями власть сдержала социальный взрыв. Но субсидирование, по его словам, является тупиковым путем.

«Ведь если Кабмин будет далее идти такими темпами, то половина денег из госбюджета пойдут на субсидии. Экономисты прогнозируют, что в 2018 году на субсидии потребуется уже 80 миллиардов гривен», — говорит он.

Эксперт указывает, что  в европейских странах граждане на оплату коммунальных услуг тратят не более 10% своих доходов. А у нас, те кто не получают субсидии платят 50%.

«Соответственно, западные партнеры удивляются, почему миллионы семей нуждаются в субсидировании. Половина из них – это работающие люди. Поэтому правительство Гройсмана решило ввести верификацию субсидий», — отметил Андрей Павловский.

По планам правительства, забирать субсидию будут из-за: покупки на сумму свыше 50 тысяч гривен, из-за двухмесячной задолженности за коммунальные услуги, из-за дополнительно дохода, который субсидианты скрыли в декларации.

Для верифукации разработают единую базу получателей социальных выплат. Соответствующее решение приняли на заседании правительства 19 июля. «Речь идет о создании единого реестра получателей субсидий, который будет в распоряжении Минсоцполитики», – заявил премьер-министр Владимир Гройсман.

Экономист Александр Охрименко полагает, что так верификация субсидий может ударить по малоимущим гражданам. «Ведь людей, которые получают пособие по инвалидности, могут лишить субсидий. Зато обеспеченные лица  могут подтасовать данные с помощью юристов и получать компенсацию», — сказал  он.

Бывший министр экономики Украины и член СНБО Виктор Суслов заявляет, что советы МВФ еще не привели ни одну страну к процветанию. Дескать, МВФ обеспечивает проведение такой  экономической политики, которая превращает  страны, получающие кредиты в сырьевой придаток развитых стран Запада

«В итоге реформ по рецептам МВФ пройдет деиндустриализация страны, углубится социальное и имущественное расслоение в украинском обществе, основная масса народа окажется за чертой бедности. Большая часть людей утратит доступ к таким социальным благам, как качественное образование и здравоохранение, справедливое пенсионное обеспечение. В этом смысле пройдет окончательная «декоммунизация»», — рассказал он в СМИ.

А лидер левого движения Украины Петр Симоненко заявляет, что  в Украине нарушены все принципы социальной справедливости.

«60% украинцев утверждают, что жить стало только хуже, 80% считает, что Майдан вылился в преступную авантюру, когда власть под лозунгами демократии захватило меньшинство из олигархов и националистов», — резюмировал он.

Читайте также по теме